Для чего многобожники просили Пророка ﷺ показать им чудо?

أَمْ تُرِيدُونَ أَنْ تَسْأَلُواْ رَسُولَكُمْ كَمَا سُئِلَ مُوسَى مِن قَبْلُ وَمَن يَتَبَدَّلِ الْكُفْرَ بِالإِيمَانِ فَقَدْ ضَلَّ سَوَآءَ السَّبِيلِ (108)

«Или же вы (язычники) хотите (из упрямства) попросить вашего посланника (превратить холм Сафа в золото), как прежде они (иудеи) просили Мусу (показать им Аллаха)? Кто променяет веру на неверие (сочтя ложью явленные ему знамения и прося иного), тот, несомненно, собьется с прямого пути» (Бакара, 108).

В соответствии с одним из риваятов, многобожники из числа курайшитов, требуя от посланника Аллаха ﷺ продемонстрировать им чудо, сказали: «О, Мухаммад! Преврати для нас холм Сафа в золото и расширь территорию Мекки (чтобы мы уверовали в тебя)».

И тогда в качестве запрета требовать от посланника Аллаха ﷺ демонстрации чудес, Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, Мадарикут-Танзиль ва Хакаикут-Тавиль, 1/117].

В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что группа курайшитов-многобожников во главе с Абдуллахом ибн Абу Ка`абом пришли к посланнику Аллаха ﷺ с вышеупомянутым требованием, а в качестве дополнения сказали: «Расширь территорию Мекки и пусть по ней текут реки».

В другом риваяте, также переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что иудеи Рафи ибн Хузейма (или Хураймиля) и Вехб ибн Зейд потребовали от посланника Аллаха ﷺ низвести им с неба книгу, которую они могли бы читать, и сделать так, чтобы в долине Мекки текли реки.

В ответ на это и был ниспослан данный аят [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/49; Абдульфаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 17-18].

Читайте также: Сура Бакара: Коран от Мухаммада ﷺ или от Аллаха?

В риваяте, переданном от Абуль-Алиййи, говорится: «Один человек, придя к посланнику Аллаха ﷺ, сказал: «О, посланник Аллаха! Если бы наше искупление было таким же как искупление сынов Исраилевых». Посланник Аллаха ﷺ трижды повторил: «О, Аллах! Мы ни за что не желаем этого». А затем сказал: «То, что Аллах дал вам, несомненно, лучше того, что Он дал сынам Исраилевым. Если один из них совершал преступление, то на своих дверях он обнаруживал надпись о совершенном преступлении и о размере каффарата (искупления). Если он выплачивал каффарат, то его постигали позор и унижение в мирской жизни, если же не выплачивал, то позор и унижение постигали его в ахирате.

Аллах Всевышний дал вам то, что гораздо лучше того, что было дано сынам Исраилевым. Аллах Всевышний сказал: «Кто совершит какое-либо зло, а затем, раскаявшись, попросит о прощении, тот найдет Аллаха Прощающим и Милосердным. Каждый из пяти намазов является каффаратом за грехи, совершенные между ними, так же как каждый пятничный намаз является каффаратом за то, что было совершено с момента последнего пятничного намаза. Если кто-то замыслит совершение зла, но не совершит его, то это не будет записано ему как зло. Если же он совершит зло, которое замыслил, то ему будет записано только одно злодеяние. Если же кто-то вознамерится совершить что-то благое, но не совершит этого, то ему будет записано одно благодеяние. Если же он совершит задуманное благодеяние, то ему за это будет записано десять благодеяний». И после этого, Аллах Всевышний ниспослал данный аят. Этот риваят привели Ибн Джарир и Ибн Абу Хатим [Табери, Джамиуль-Байан, 1/385-386; Абдульфаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 18].

Читайте также: Какое слово запретил Аллах в Коране?

Наряду с этими риваятами муфассиры также приводят и другую информацию, связанную с причиной ниспослания данного аята:

Иудеи и многобожники обратились к посланнику Аллаха ﷺ  с требованием, сказав: «Принеси нам книгу, которая будет ниспослана с неба за один раз, подобно тому, как была дана книга Мусе».

Абдуллах ибн Умаййа аль-Махзуми сказал посланнику Аллаха ﷺ: «Принеси мне письмо с неба. Пусть в этом письме будет написано: «Ибн Абу Умаййе от Господа миров. Знай, что Я послал Мухаммада к людям в качестве пророка».

В риваяте, переданном от Судди, сообщается: «Они сказали: «Мы не уверуем в тебя до тех пор, пока ты не приведешь к нам Аллаха и ангелов». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 28;  Табери, Джамиуль-Байан, 1/385].

Где будут находится грешные мусульмане на том свете?
Как отличаются деяния людей в земной жизни, так же будут отличаться их степени в Раю и Аду. Как добрые и благородные деяния, так и скверные можно разделить на степени.
10.11.2021
3282

В риваяте, переданном от Муджахида, говорится, что посланник Аллаха ﷺ ответил этим людям: «Хорошо, я сделаю то, о чем вы меня просите. Но если после этого вы продолжите упорствовать в своем неверии, то с вами произойдет то же самое, что произошло с теми, кто требовал от Исы (а.с.) ниспослать им трапезу с неба. Вы согласны?». Но они отказались от своих требований  (Табери, Джамиуль-Байан, 1/385).

Становится понятно, что данный аят касается всех, кто требовал от посланника Аллаха ﷺ показать им чудо не для того, чтобы уверовать, а чтобы выставить посланника Аллаха ﷺ в невыгодном свете и уронить его авторитет в глазах людей.

Социальные комментарии Cackle