«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»?» (Аль-Анкабут, 2).
Человеческая жизнь состоит из взлётов и падений, из череды радостных и печальных событий. Сегодня у нас всё хорошо, мы счастливы и не знаем бед, завтрашний день открывает нам неожиданные и не всегда приятные повороты судьбы. Можем ли мы избежать этого? Почему невозможна жизнь без бед и несчастий?
«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (Аль-Анбийа, 35).
Трудности и испытания – неотъемлемая часть нашего жизненного пути, предопределённая Всевышним. Испытания не приходят случайно и не берутся из ниоткуда, каждому из своих рабов Аллах предопределил своё собственное испытание. Всевышний создал каждую вещь с великим смыслом и бесконечной мудростью, испытания имеют свою значимость:
1. Истинная покорность и преданность Всевышнему достигается только посредством испытаний. Человек создан для поклонения Аллаху. Если человек не понимает сути испытаний, он воспринимает этот мир как сплошное страдание, у него могут возникать мысли, что Аллах несправедлив. Подобно тому, как посредством экзаменов выявляются способные ученики, мирские испытания становятся испытанием человеческой веры и определяют самых искренних и преданных рабов Аллаха.
«Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!» (Хаджж, 11).
Подобно тому, как испытания раскрывают истинную суть человека, они также раскрывают суть этого мира. Мирская жизнь не состоит только из счастья и удовольствия, не стоит обольщаться ею, абсолютное счастье возможно только в мире вечном по милости Аллаха.
«Мирская жизнь – всего лишь потеха и игра, а Последняя обитель – это настоящая жизнь» (Аль-Анкабут, 64).
2. Испытаниями прощаются грехи. От Абу Хурайры (р.а.) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов» (Ахмад, Бухари, Тирмизи).
От Анаса ибн Малика (р.а.) передается, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа).
Аллах Всевышний не оставляет своих рабов, которые смиренно переносили трудности, проявляли терпение и покорность в самые трудные моменты жизни и награждает их наилучшим образом. В трудности Аллах Всевышний заложил множество возможностей, преодолев которые посредством терпения и покорности, верующий возвеличивает свой статус перед Аллахом. «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Бухари).
Испытания становятся индикатором, который раскрывают нам наши же сильные и слабые стороны. Открывая нам наши ошибки и недостатки, посредством осознания и работы над которыми, мы становимся сильнее в духовном плане.
3. Испытания возвращают к Аллаху. Жизненные трудности становятся поворотным моментом для человека – периодом переосмысления и переоценки ценностей. Именно они возвращают человека в его истинное положение, заставляя его задуматься о самом главном. Только в сложные периоды своей жизни человек больше всего понимает, насколько он нуждается в Аллахе, что никто и ничто, кроме Всевышнего, не может наладить его дела и даровать ему облегчение. Испытания, горе, печали и беды усмиряют, очищают от гордости, высокомерия и чрезмерной уверенности в себе, делая ближе к Аллаху.
4. Испытания напоминают о грехах и покаянии. Аллах говорит в Коране:
«Любое благо, которое достается тебе, приходит от Аллаха. А любая беда, постигающая тебя, приходит от тебя самого» (Ан-Ниса, 79).
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (Аш-Шура, 30).
Если бы в жизни человека всегда всё было бы гладко, он бы едва задумывался о своих поступках, недостатках и грехах. Испытания становятся своего рода пощечиной, которая заставляет его посмотреть вглубь себя, размышлять о себе, своих деяниях, о своих границах и границах Всевышнего.
5. Испытания учат благодарности. Только в болезни, человек ценит здравие, только в бедности – богатство, только в холоде – тепло, в разлуке – близких. Ценности и сладость благословений, которыми наделил нас Всевышний, ощущаются только тогда, когда мы лишаемся этого, и только испытания учат нас истинной благодарности.
Сладость мира вечного ощутит тот, кто познает горечь этого мира. И пронесёт эту горечь с терпением. Можем ли мы винить этот мир в несправедливости, когда на кону такая награда? Каждый человек переживает моменты в жизни, которые можно назвать непростыми, и каждому Аллах даровал возможность обратиться к Себе и обрести Его в трудностях посредством терпения. Человек не может избежать бед, предписанных ему Аллахом, но он может вынести их, прибегая к помощи Аллаха и обрести облегчение, прося о Его милости:
رَبَّنَا أَفْرِغْ عَلَيْنَا صَبْرًا وَتَوَفَّنَا مُسْلِمِينَ
Транслитерация:
«Раббана агфир аляйнэ сабраан ва таваффана муслимина».
Перевод:
«Господь наш! Ниспошли нам терпение и умертви нас мусульманами» (Аль-Араф, 126).
حسبي الله لا اله الا هو عليه توكلت وهو رب العرش العظيم
Транслитерация:
«Хасби Аллаху, ля иляха илля хува, алейхи таваккальту ва хува раббу-ль арши-ль-азым».
Перевод:
«Достаточно мне Аллаха, на Него уповаю, нет бога, кроме Него, и Он - Господин Великого Престола».
لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد ، وهو على كل شيء قدير
Транслитерация:
«Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду ва хува аля кули шей’ин кадир».
Перевод:
«Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и хвала. Он способен на всякую вещь».