Чудо хаджа и о том, как превратить свою жизнь в хадж

Слово «хадж» имеет значение намерения, устремления к чему-либо. Верующие же устремляются к Дому Аллаха — Каабе. В Коране сказано: «Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров» (сура «Али Имран», 96 аят).

Кааба имеет и такие названия, как «Байтуль-Харам» (священный дом), «Ка’батуль-Мушаррафа» (досточтимая Кааба). Можно задаться вопросом: раз этот Дом столь священен, почему же Всевышний не велел построить его из золота, серебра и в виде роскошного дворца, а не в виде простой постройки из камней и глины?

Мудрость этого в том, что суть и ценность Каабы не в его материальном или внешнем облике. Она носит духовную ценность. Так же как Аллах Газза ва Джаль создал Адама из глины и велел поклониться перед ним ангелам, созданным из нура — божественного света. То есть, внимание уделяется не образу, а сущности, что таится за ним. Потому Кааба могла быть разрушена и вновь построена, но её место, обозначенное Господом, не менялось.

Так, после великого потопа при пророке Нухе (мир ему), Кааба полностью разрушилась и затерялась. Аллах Табаракя ва Та’аля велел Ибрахиму (мир ему) вновь построить её на указанном месте. А после обучил его обрядам хаджа и велел созвать к нему всех людей. Собственно поэтому Кааба и Хадж неизбежно ассоциируются именно с этим пророком. Аллах сказал:

«Вот Мы указали Ибрахиму на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц. Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдалённых дорог» (сура «Аль-Хадж», аяты 26, 27).

Когда Господь велел созвать людей к хаджу, Ибрахим (мир ему) растерялся и спросил: «Йа, Рабби! Как же они услышат меня?» Аллах ответил: «Ты призови! Я же Сам доведу до них!» После этого Халилуллах — Ибрахим (мир ему), возвестил во все стороны: «О люди! Всевышний Аллах построил Дом! Знайте, Господь велит вам устремиться к нему (совершить хадж)! Совершайте же хадж к Дому Аллаха!»

Итак, все мы сегодня являемся свидетелями этого чуда — тому, что Господь довёл благословенный призыв Ибрахима (мир ему)! Верующие устремляются к Дому Аллаха со всех сторон мира и, отвечая на этот призыв, свидетельствуют:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

«Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя! Ляббай-кя ля шарикя ля-кя, ляббайк; инна-ль-хамда, ва-н-ни’мата, ля-кя ва-ль-мулька, ля шарикя ля-кя!» 

«Вот я перед тобой, о, Аллах! Я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Вот, я перед Тобой! Поистине, хвала и владычество принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!»

Хадж является особой школой нравственности и духовности. Имеет глубокое смысловое значение и для повседневной жизни мусульман. Он учит заботе о собственном положении перед Создателем и пониманию ценности очищения сердца от всего, кроме Аллаха. Ведь совершая хадж, мусульмане весьма чутко относятся даже к своим мыслям, стараясь оставаться чистыми, светлыми как снаружи, так и внутри. Они, подобно Пророку ﷺ, очистившему от идолов Каабу, очищают свои сердца от страстей нафса, проникаясь сутью единобожия, «Ля иляха илляллах».

Обязательные условия Хаджа

Это удивительное зрелище: во время хаджа умма собирается воедино, но в то же время каждый только со своим Господом и своим покаянием: никого не осуждая, не обижая, в заботе лишь о качестве своего поклонения в страхе потерять награду.

Превратите же свою жизнь в хадж! Всегда ходите вокруг каабы своего сердца, следя лишь за своими помыслами, поступками и внешним видом…

«Вот так! Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом!» (сура «Хадж», аят 30).


Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle