Что такое Марифатуллах?

Ответ:

Марифатуллах – это словосочетание, состоящее из двух слов, «марифат» и «Аллах». В лексическом значении слово «марифат» означает мастерски выполненное дело, знание и средство познания. В терминологии шариата слово «марифат» означает познание Аллаха посредством Его имен и атрибутов, и знание о безграничности Его воли и могущества; а также глубокие знания. Исходя из этого: каждое знание – это марифат, а каждый марифат – это знание. Каждый алим (познавший Аллаха) – ариф, а каждый ариф – алим (Абдулькарим Кушайри, Рисаляту-Кушайриййа, стр. 427).

Словосочетание «марифатуллах» означает «знание о существовании и единственности Аллаха». В сущности, слово марифатуллах используется в значении познания человеком Аллаха должным образом и покорности Ему, исходя из этого знания. Так как если человек должным образом познает своего Господа, то он будет покорен всем Его повелениям и запретам.

Марифатуллах – это познание Аллаха Всевышнего посредством Его имен и атрибутов.

Марифатуллах включает в себя три следующих момента:

  1. Знание о единственности Аллаха Всевышнего, а так же отрицание уподобления Его кому-либо, и отрицание любых качеств указывающих на недостаток и противоречащих Его величию.
  2. Знание атрибутов Аллаха и установлений, касающихся этих атрибутов.
  3. Знание действий Аллаха Всевышнего и постижение мудрости этих действий (Худжвири, Кешфуль-Махджуб, стр. 92).

Когда Джунайду Багдади задали вопрос, касающийся марифата, он ответил: «Марифат един, как для алимов, так и для простых людей. Однако у него есть начало и вершина. Алимы находятся на его вершине. Хотя, в сущности, невозможно достичь конца этого знания. Как может марифат охватить Того, чью сущность неспособен постичь разум? Из Его творений лучше всех Его знают те, кто постиг Его могущество и величие, и кто осознал собственное бессилие в постижении Его сущности. Так как Он извечен, а все, что кроме Него, является сотворенным. Он – всесилен, и ни у кого не брал своей силы. Тогда как все другие обладатели силы, черпают свою силу у Него. Он – алим сам по себе и ни у кого не брал знания. Тогда как каждый алим получал свое знание от Него».

Сообщается, что аят «Они не оценили Аллаха должным образом» (аль-Анам 6/91) указывает на марифат. Так, например, Абу Убайда говорил, что этот аят означает «они не познали Аллаха должным образом» (Куртуби, аль-Джами ли Ахкамиль-Куран, VII, 37).

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle