«Он – Тот, Кто являет вам молнию, чтобы боялись [ее попадания] и надеялись [на дождь]. Он творит тяжелые [дождевые] тучи. И гром прославляет Его хвалой [говоря, что нет у Всевышнего недостатков], а также ангелы от страха перед Ним. Он направляет молнии и поражает ими, кого пожелает. Они [неверующие] спорят об Аллахе, а Он силен и суров в наказании» (Ар-Рад, 12-13).
В одном из риваятов от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху говорится, что этот аят был ниспослан относительно Арбада ибн Кейса и ‘Амира ибн ат-Туфейля: «Однажды Арбад ибн Кейс и ‘Амир ибн ат-Туфейль приехали в Медину, чтобы встретиться с Посланником Аллаха ﷺ, и, придя к нему, сели напротив него. ‘Амир ибн ат-Туфейль сказал: «О Мухаммад, что ты дашь мне, если я стану мусульманином?»
На что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тебе будет полагаться то, что полагается (другим) мусульманам, как в хорошем, так и в плохом смысле этого слова».
Обитатели Рая и Ада: как они описаны Аллахом в Коране?
Тогда ‘Амир ибн ат-Туфейль сказал: «Если я стану мусульманином, передашь ли ты бразды правления после себя мне?» На что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Это – ни тебе, и ни твоему народу. Тебе принадлежат лишь поводья твоей лошади».
Тогда ‘Амир ибн ат-Туфейль сказал: «Поводья недждских лошадей и так в моих руках! Пусть же пустыни будут моими, а селения – твоими?!» На что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Нет».
Когда Арбад и ‘Амир покидали Посланника Аллаха ﷺ, ‘Амир сказал: «Клянусь богом, я наполню эти земли конными и пешими, и все они будут против тебя!» На что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах не даст тебе сделать это», – и тогда эти двое удалились.
На обратном пути им в голову пришла мысль убить Пророка ﷺ. ‘Амир сказал: «О Арбад, я буду отвлекать Мухаммада разговорами, а ты, подкравшись сзади, закончишь дело своим мечом. Если ты убьешь Мухаммада, (его) люди, согласившись на денежную компенсацию, вряд ли возьмутся за оружие. Заплатим компенсацию, и делу конец».
Арбад принял это предложение, и они вернулись, чтобы воплотить свой план в действие. Войдя к Посланнику Аллаха ﷺ, ‘Амир сказал: «Идем, Мухаммад, поговорим».
Посланник Аллаха ﷺ встал и сел вместе с ним под одной стеной. Когда они разговаривали, Арбад уже было наполовину обнажил свой меч, но его рука застыла на рукоятке меча, и он так и не смог нанести Пророку ﷺ удар. Таким образом, Арбад не смог реализовать предоставленную ему возможность, и когда, оглянувшись, Посланник Аллаха ﷺ увидел, что хотел сделать Арбад, он тут же удалился.
После того, как Посланник Аллаха ﷺ покинул их, ‘Амир и Арбад двинулись в сторону возвышенности Харрат Вакыйм, что близ Медины, чтобы сделать привал. Однако Са‘д ибн Му‘аз и Усейд ибн Худейр радыяллаху ‘анхума, у которого там была небольшая крепость, пришли к ним и сказали: «Да проклянет вас обоих Аллах, о враги Аллаха! Уходите отсюда прочь и сторонитесь этих мест!» ‘Амир спросил: «Кто это, о Са‘д?», – на что тот ответил: «Это Усейд ибн Худейр аль-Катаиб».
Аллах ниспослал Пророку ﷺ этот аят, когда все отвернулись от него
Таким образом ‘Амир и Арбад были вынуждены покинуть это место, и когда они были в месте под названием Ракам, Аллах наслал на них грозовое облако, из которого вышла молния и убила Арбада.
Оставшись один, ‘Амир добрался до места под названием Харим, где у него на шее вышел фурункул. В ту ночь он смог добраться до жилища одной женщины из племени Салюль, где, потирая свой фурункул, он говорил: «Что может быть хуже, чем смерть от фурункула в доме женщины из племени Салюль?!»
Затем, взобравшись на свою кобылу, он попытался оттуда уехать, но испустил дух и упал замертво. Именно относительно этих двух и были ниспосланы аяты, начиная с аята: «Аллах знает, что носит [в своей утробе] каждая особь женского пола, насколько уменьшается или увеличивается утроба [то есть, знает срок беременности]. Все у Него имеет [точную] меру…» , – и, заканчивая аятом: «… Он направляет молнии и поражает ими, кого пожелает. Они [неверующие] спорят об Аллахе, а Он силен и суров в наказании».
Из книги "Асбабун-Нузуль"