Проявляя милость к мусульманам, Всевышний Аллах в Благородном Коране и пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в своих высказываниях (хадисах), не разъяснили в открытой форме часть предписаний.
Если бы эти предписания были указаны в открытой и единственной форме, то исполнение их было бы обязательным – фард, или же весьма желательным – сунна. А не исполнение, влекло бы за собой грех. Не придающие значения этим предписаниям и вовсе бы стали неверующими. Мусульмане оказались бы в сложном положении.
Способы исполнения таких предписаний могут определить лишь ученые Ислама, обладающие полным комплексом необходимых знаний. Ученых мусульман, занимавшихся определением этих способов, разъяснявших скрытые знания, называют муджтахид. Для достижения этой цели муджтахиду необходимо использовать все свои физические и духовные возможности – знания, эрудицию, кругозор и т.п. К этому обязывают его айаты Благородного Корана и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Эти исследования, целью которых является разъяснение скрытых знаний, называются иджтихад.
Комплекс знаний, добытый муджтахидом самого высокого уровня путем упорного труда, есть путь этого ученого, его школа, - его мазхаб.
В случае, если муджтахид при своем иджтихаде (научном исследовании), совершит ошибку, то Всевышний Аллах даст ему за его труд один сауаб (благость, вознаграждение). При верном иджтихаде, муджтахид получит по разным сообщениям от двух до десяти сауабов. Не все сподвижники (да будет доволен ими Аллах), получившие знания непосредственно от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), были учеными – муджтахидами, которые могли сами анализировать аяты, хадисы и выносить решения. Более чем из 100.000 сподвижников таким уровнем знаний и навыков обладали по некоторым сведениям 140-150 человек. Из них около 120-ти давали единичные фетвы и только около 30 сподвижников выделяются именно глубокой учёностью. Остальные обращались к ним за разъяснениями. И среди мусульман следующего поколения (Таби'ун), также было много крупных ученых, достигших уровня иджтихада. Каждый из них имел свою школу – мазхаб и своих последователей. Во времена Сподвижников и их последователей – Таби'ун, существовало много мазхабов. Все они были истинными и верными. Если бы они сохранились до сегодняшнего дня, то мы могли бы следовать любому из этих мазхабов. Но со временем численность мазхабов стала уменьшаться. Последователи большинства школ начинали следовать мазхабам, в которых различные ветви основных религиозных наук были наиболее изучены и систематизированы, а для их познания использовалась более совершенная методика. В конце концов весь накопленный опыт извлечения знаний из первоисточников сконцентрировался в 4-х богословско-правовых школах (мазхабах), сохранившихся до нашего времени.
Ханафитский мазхаб был основан Имамом А'замом Абу Ханифа (ан-Ну'ман бин Сабит, 80/699–150/767 г.г. Хиджры). Здесь слово "Ханиф" обозначает – "Правильно верящий", "Знающий" мусульманин. А сочетание "Абу Ханифа" в данном случае означает – "Отец мусульман с правильной верой".
Основателем маликитского мазхаба был имам Малик бин Анас, живший в 90 – 179 г.г. Хиджры.
Основателем шафиитского мазхаба был имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафи'и, (150/767-204/820). Имам взял имя "аш-Шафи'и" в память о своем прадеде, который удостоился чести быть Сподвижником Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
И четвертый – ханбалитский мазхаб. Эта школа образовалась на основе иджтихада имама Ахмад бин Ханбала (164–241 г.г. Хиджры).
Эти четыре имама были учеными из высшего разряда муджтахидов – мутлак муджтахиды (или Муджтахид-уль-Мустакиль).
Приверженцы сунны следуют предписаниям Аллаха, указанным в Благородном Коране и Сунне. Сунна, это высказывания и образ жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). На сегодняшний день подавляющее большинство суннитов (более 80%) являются последователями 4-х богословско-правовых школ (мазхабов), основанных на иджтихаде ученых высшего ранга, получивших знания непосредственно от сподвижников (сахабов; асхабов) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), или от их учеников (таби'унов). Основы веры ученых 4-х мазхабов едины. Существуют различия в понимании лишьнекоторых второстепенных вопросов вероучения. Разделение на четыре школы-мазхаба произошло в результате различного понимания муджтахидами айатов и хадисов, касающихся способов поклонений. Именно об этом разномнении Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Разномнение в иджтихадах алимов – благость Аллаха» [Байхаки].
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»