Сура аль-Анфаль была ниспослана в Медине во втором году хиджры. Поскольку большая часть этой суры посвящена битве при Бадре, и значительная ее часть была ниспослана непосредственно во время этой битвы, то ее также называют «сура Бадр».
Будет уместным предположить, что она была ниспослана за один раз, так как в этой суре содержится как детальный, так и общий анализ битвы при Бадре. Также является возможным, что некоторые аяты этой суры, касающиеся некоторых проблем, возникших после завершения битвы при Бадре, были ниспосланы отдельно в более позднее время.
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что сура аль-Анфаль была ниспослана в Медине, за исключением семи аятов с 30 по 36 аят [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 7/229].
Это интересно! Читайте также: Украшайтесь для посещения мечети: чему учит нас сура «Аль-Араф»?
Однако упоминание в аятах событий, которые происходили в прошлом в Мекке, не требует того, чтобы эти аяты были ниспосланы в Мекке или в мекканский период, так как вполне возможно, что они были ниспосланы для того, чтобы напомнить о той милости, которой был удостоен посланник Аллаха (с.а.с.) в то время.
При разъяснении причин ниспослания этих аятов мы обратим на это отдельное внимание.
Также хотелось бы сразу отметить, что есть те, кто говорил, что 64 аят этой суры был ниспослан в Мекке. Данное мнение подкрепляет риваят Беззара, переданный от Ибн Аббаса, в котором сообщается, что данный аят был ниспослан тогда, когда Умар ибн Хаттаб принял ислам [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 9/157].
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الأَنفَالِ قُلِ الأَنفَالُ لِلّهِ وَالرَّسُولِ فَاتَّقُواْ اللّهَ وَأَصْلِحُواْ ذَاتَ بِيْنِكُمْ وَأَطِيعُواْ اللّهَ وَرَسُولَهُ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
«Они (сподвижники, захватившие трофеи в битве при Бадре) спрашивают тебя (о, Мухаммад) о трофеях (о том, как правильно их делить). Ответь: «Трофеи принадлежат Аллаху и Его Посланнику». Бойтесь же Аллаха и налаживайте отношения друг с другом. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы (действительно) верующие (то ваша вера направит вас к покорности)» (Аль-Анфаль, 1).
В качестве причины ниспослания данного аята упоминаются две истории. Когда Сад ибн Абу Ваккас взял меч из еще неразделенных трофеев и, придя к посланнику Аллаха (с.а.с.), попросил отдать этот меч ему. А также история, когда при разделе трофеев между мусульманами возникли споры и конфликты.
1. Сад ибн Абу Ваккас рассказывал: «В день битвы при Бадре был убит мой брат Умайр, и в то же самое время был убит Саид ибнуль-Ас. Я взял принадлежавший ему меч, который имел название «Зуль-Катифа», и, придя с этим мечом к посланнику Аллаха (с.а.с.), попросил отдать его мне.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал мне: «Иди и положи его обратно к трофеям». Я вернулся, но Аллах знает, что внутри я испытывал недовольство от того, что был убит мой брат, и что у меня забирают полученный мною трофей. Я отнес меч туда, где находились трофеи, и когда я уже уходил оттуда, была ниспослана сура аль-Анфаль.
Посланник Аллаха (с.а.с.) позвал меня к себе и сказал: «Ступай и забери этот меч» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 160].
Имам Ахмад в своем Муснаде передает эту историю так же от Сада ибн Абу Ваккаса, который говорил: «В день битвы при Бадре был убит мой брат Умайр. Я же убил Саида ибнуль-Аса и забрал себе его меч. Этот меч был известен под именем Зуль-Катифа.
Я принес этот меч к посланнику Аллаха (с.а.с.). Он сказал мне: «Иди и отнеси его к трофеям». Я вышел от посланника Аллаха (с.а.с.), и только один Аллах знает, какие чувства овладевали мной в связи со смертью брата, и в связи с тем, что из моих рук забирают меч, который я забрал у убитого мной Саида ибнуль-Аса.
Положив меч к трофеям, я отошел совсем недалеко от того места, в этот момент была ниспослана сура аль-Анфаль. И посланник Аллаха (с.а.с.) сказал мне: «Ступай и возьми свой меч» [Имам Ахмад, Муснад, 1/180; Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/169].
Также в «Муснаде» имама Ахмада приводится риваят от Сада ибн Малика, в котором сообщается, что данная история произошла с ним. В этом риваяте Сад ибн Малик говорит: «Я пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал: «О, посланник Аллаха! Аллах даровал мне исцеление от многобожников (Аллах даровал мне возможность отомстить многобожникам). Отдай мне вот этот меч».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Этот меч не мой, и не твой. Положи его туда, откуда ты его взял». Я положил меч туда, откуда я его взял, повернулся и сказал сам себе: «Возможно, этот меч достанется тому, кто не был сегодня столь полезен как я».
И тут я увидел, что кто-то зовет меня. Я подумал: «Неужели по поводу меня было ниспослано откровение?». Когда я пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) он сказал мне: «Я сказал тебе, что этот меч не принадлежит ни мне, ни тебе. Однако мой Господь дал его мне, а я отдаю его тебе. Ступай и возьми этот меч, он твой».
И тогда был ниспослан аят «Они (сподвижники, захватившие трофеи в битве при Бадре) спрашивают тебя (о, Мухаммад) о трофеях (о том, как правильно их делить). Ответь: «Трофеи принадлежат Аллаху и Его посланнику». Бойтесь же Аллаха и налаживайте отношения друг с другом» [Имам Ахмад, Муснад, 1/178; Абу Давуд, Джихад, 144-145, хадис №: 2744; Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 8/1, хадис №: 3079]. Тирмизи говорил, что этот хадис хасан-сахих.
Однако следует отметить, что Сад ибн Абу Ваккас и Сад ибн Малик – это один и тот же человек. Отца Сада звали Малик ибн Вухейб, а Абу Ваккас была его кунья (прозвище).
Сад ибн Абу Ваккас, являвшийся одним из ашара мубашшара (одним из десяти сахабов, еще при жизни обрадованных вестью о Рае), умер в 55/675 году в одной из деревень недалеко от Медины, являясь последним мухаджиром, который оставался в живых. Его тело было привезено в Медину и захоронено там [Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 2/366-369].
Как было упомянуто ранее (при разъяснении причин ниспослания 91-го аята суры аль-Маида), в риваяте, приводимом Муслимом по каналу Абу Бакра ибн Абу Шейбы и Зухейра ибн Харба от Мусаба сына Сада ибн Абу Ваккаса, сообщается, что помимо вышеупомянутого аята, в отношении Са`да ибн Абу Ваккаса были так же ниспосланы и другие аяты (Лукман, 15; Аль-Анфаль, 1 и Аль-Анам, 52).
В этом риваяте говорится: когда Са`д принял ислам, его мать поклялась, что не будет ничего есть, пить и говорить, пока Са`д не вернется к прежней религии, а затем сказала ему: «Ты утверждаешь, что Аллах повелевает хорошо относиться к родителям, не так ли? А раз так, то я, твоя мать, и я приказываю тебе это».
Три дня она ничего не ела и не пила, и в конце концов упала в обморок. Окружающие стали кормить женщину силой, открывая ей рот и держа его открытым при помощи палки, и таким образом вливали ей в рот еду.
Так, например, когда женщина потеряла сознание, один их ее сыновей по имени Умара пришел к ней, и силой заставил ее попить воды. Придя в себя, женщина стала проклинать Сада.
Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят:
«А если они (родители) будут принуждать тебя поклоняться помимо Меня кому-либо, о ком ты не знаешь (кто не достоин поклонения), то не подчиняйся им. Относись к ним всю эту жизнь по-доброму» (Лукман, 15).
Сам Сад ибн Абу Ваккас рассказывал: «Однажды посланнику Аллаха (с.а.с.) достались большие трофеи. Среди этих трофеев я увидел один меч, который мне очень понравился. Я взял этот меч и принеся его посланнику Аллаха (с.а.с.), сказал: «О, посланник Аллаха! Отдай этот меч мне. Ты же знаешь, на что я способен во время битвы».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Положи его туда, откуда ты его взял». Я вышел от посланника Аллаха (с.а.с.), и пошел к тому месту, где находились трофеи. Я уже хотел положить его обратно, но мой нафс пристыдил меня, и, не вернув меч на место, я снова пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) и снова сказал: «О, посланник Аллаха! Отдай его мне».
Посланник Аллаха (с.а.с.), повысив голос, сказал: «Положи его туда, откуда взял». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Они (сподвижники, захватившие трофеи в битве при Бадре) спрашивают тебя (о Мухаммад) о трофеях (о том, как правильно их делить)...».
Актуально! Читайте также: Сура Аль-Маида: помогайте друг другу в благих делах
Однажды я очень сильно заболел. Я передал сообщение об этом посланнику Аллаха (с.а.с.), и он пришел навестить меня. Я спросил у него: «Могу ли раздать свое имущество так как захочу?». Он не принял этого.
Тогда я спросил: «Могу ли я раздать половину своего имущества?». Но он снова не принял этого. Тогда я спросил: «Тогда я раздам одну треть своего имущества». Он промолчал в знак согласия. Затем было разрешено расходовать треть имущества в качестве садака.
Однажды я пришел к группе ансаров и мухаджиров. Они сказали мне: «Заходи, мы накормим тебя и угостим тебя вином». Это было еще до того, как опьяняющие напитки были запрещены. Я увидел, что они пожарили голову верблюда и у них был бурдюк с вином. Вместе с ними я поел и выпил вина.
В какой-то момент речь зашла о мухаджирах и ансарах, и я сказал: «Мухаджиры лучше ансаров». Один из присутствовавших встал, взял в руку челюсть верблюда, и ударил меня ею, поранив мне нос (в другом риваяте говорится: «Ударил меня по носу и сломал мне его»).
Я пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) и рассказал ему обо всем случившемся. И тогда Аллах Всевышний ниспослал в отношении меня аят запретивший опьяняющие напитки:
«О верующие! Поистине, вино, азартные игры, жертвенники и гадальные стрелы – мерзость из дел шайтана...» [Муслим, Фадаилюс-Сахаба, 43-44].
Поскольку в риваяте Абу Давуда ат-Тайалиси в котором упоминаются аяты, которые были ниспосланы в отношении Сада ибн Абу Ваккаса, имеются некоторые отличия в подробностях, то на наш взгляд будет полезным привести этот риваят.
В этом риваяте, переданном Абу Давудом ат-Тайалиси от Мусаба ибн Сада, сообщается, что Мусаб ибн Сад говорил: «В отношении моего отца было ниспослано четыре аята. Он рассказывал мне: «В день битвы при Бадре в мои руки попал меч. Я принес его к посланнику Аллаха с.а.с.) и сказал: «О, посланник Аллаха! Отдай его мне в качестве трофея».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал мне: «Положи его туда, откуда ты его взял». Я снова попросил, сказав: «Неужели я должен оставить его как тот, кому он не нужен (то есть «этот меч нужен мне»)».
Посланник Аллаха (с.а.с.) снова сказал мне: «Положи его туда, откуда ты его взял». И тогда был ниспослан аят: «Они (сподвижники, захватившие трофеи в битве при Бадре) спрашивают тебя (о, Мухаммад) о трофеях (о том, как правильно их делить). Ответь: «Трофеи принадлежат Аллаху и Его Посланнику».
Моя мать Умму Сад сказала: «Ты утверждаешь, что Аллах повелевает хорошо относиться к родителям, не так ли? До тех пор, пока ты не оставишь религию Мухаммада и не вернешься к прежней религии, я не буду ничего есть и пить (пока не умру, чтобы тебя называли убийцей родной матери)».
Она перестала есть и пить. В конце концов люди стали кормить женщину силой, открывая ей рот и держа его открытым при помощи палки, и таким образом вливали ей в рот еду.
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «А если они (родители) будут принуждать тебя поклоняться помимо Меня кому-либо, о ком ты не знаешь (кто не достоин поклонения), то не подчиняйся им. Относись к ним всю эту жизнь по-доброму» (Лукман, 15).
Когда Сад был тяжело болен, посланник Аллаха (с.а.с.) пришел навестить его. Сад хотел завещать все свое имущество в качестве садака, но посланник Аллаха (с.а.с.) всё уменьшал и уменьшал долю такого имущества, пока доля имущества, которое можно было бы завещать как садака, не снизилась до одной трети.
(После этого) Люди стали завещать 1/3 своего имущества для раздачи в качестве садака [Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/18].
2. В риваяте, переданном от Ибн Аббаса и Убады ибн Самита, сообщается, что после битвы при Бадре при разделе трофеев между сахабами возникли споры и конфликты. В связи с этим был ниспослан этот аят.
Ибн Исхак рассказывал: «Когда закончилась битва при Бадре, Аллах Всевышний ниспослал в связи с этим целиком суру аль-Анфаль. Часть ниспосланного касалась разногласий, возникших при разделе трофеев».
Убада ибн Самит говорил: «Аят «Они (сподвижники, захватившие трофеи в битве при Бадре) спрашивают тебя (о, Мухаммад) о трофеях (о том, как правильно их делить)...» был ниспослан в отношении нас. Когда мы стали спорить по поводу трофеев в день битвы при Бадре.
Когда же при разделе этих трофеев мы стали забывать о нравственных принципах, Аллах Всевышний забрал эти трофеи из наших рук и передал их Своему посланнику (с.а.с.). И он раздел трофеи поровну, между нами.
В этом заключалась богобоязненность, покорность Аллаху и покорность посланнику Аллаха (с.а.с.), а также примирение мусульман» [Абу Мухаммад Абдульмалик ибн Хишам, ас-Сиратун-Набавиййа, 1/666-667]. Этот риваят был передан от Абу Умамы аль-Бахили [Табери, Джамиуль-Байан, 9/116].
История, которую приводит Абу Джафар ан-Наххас в своей книге «Ан-Насих валь-Мансух» от Саида ибн Джубайра, является яркой иллюстрацией слов Убады ибн Самита, сказавшего: «Когда же при разделе трофеев мы забыли о нравственных принципах...».
В этом риваяте говорится: «В день битвы при Бадре уже после ее завершения, Сад ибн Абу Ваккас и еще один человек из числа ансаров отправились собирать трофеи. Они увидели лежащий на земле меч, и оба бросились к нему, чтобы взять себе.
Са`д сказал: «Он мой, я его возьму». Человек из ансаров сказал: «Нет, он мой. И до тех пор, пока я не узнаю решения посланника Аллаха (с.а.с.), я не отдам его тебе, и не соглашусь с тем, чтобы он стал твоим».
Они пришли к посланнику Аллаха (с.а.с.) и спросили его об этом. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О, Сад! Этот меч не твой и не ансара. Он мой». И тогда был ниспослан аят: «Они (сподвижники, захватившие трофеи в битве при Бадре) спрашивают тебя (о, Мухаммад) о трофеях (о том, как правильно их делить)...» [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 9/162].
Исходя из этого риваята, этот меч является тем самым мечом, который Сад забрал у убитого им многобожника. Возможно, что Сад, убив того многобожника, не думал в тот момент забрать его меч. Затем, когда он все-таки решил забрать этот меч и отправился туда, то столкнулся там с другим сахабом, с которым у него и возник спор по поводу меча, после чего они пришли к посланнику Аллаха (с.а.с.), чтобы он решил их спор.
В противном случае этот меч считался бы принадлежащим Саду, так как в другом риваяте сообщается, что посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Тому, кто убьет своего противника, принадлежат все его вещи», и тогда бы посланник Аллаха (с.а.с.) не сказал бы Са`ду: «Положи его обратно туда, откуда ты его взял. Он не твой и не ансара».
В риваяте Ибн Аббаса, переданном от Икримы, сообщается, что Икрима рассказывал: «В день битвы при Бадре посланник Аллаха (с.а.с.) сказал мусульманам: «Кто сделает то-то и то-то, то ему будет то-то и то-то», тем самым побуждая их к битве. Молодежь сражалась в авангарде, тогда как старики сидели под знаменами.
Когда же была одержана победа, и были собраны трофеи, молодежь потребовала свои трофеи (которые обещал им посланник Аллаха (с.а.с.). Старики же сказали им: «Не считайте, что вы достойны трофеев больше, чем мы. Мы находились под знаменем, и если бы вы стали терпеть поражение, то мы стали бы вашей защитой и спасением». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 160].
Интересно! Читайте также: Какие аяты Корана были ниспосланы самыми первыми
Данный риваят Ибн Аббаса приводит Абу Давуд в своем «Сунане» в более подробном виде. В этом риваяте говорится: «В день битвы при Бадре, посланник Аллаха (с.а.с.), обращаясь к мусульманам, сказал: «Кто сделает то-то и то-то, получит такие-то трофеи (или «Тот, кто убьет одного противника, получит то-то и то-то, а кто возьмет неприятеля в плен, получит то-то и то-то»)».
Молодежь бросилась вперед, тогда как старики остались стоять у знамен. Когда же Аллах даровал мусульманам победу, старики сказали молодым: «Мы были вашим убежищем. Если бы вы потерпели поражение, то вы пришли бы к нам, под нашу защиту. Не уходите отсюда, забрав все трофеи и оставив нас без них».
Молодежь же, не приняв этого, сказала: «Посланник Аллаха (с.а.с.) предназначил эти трофеи для нас». И тогда Аллах Всевышний ниспослал следующие аяты:
«Они (сподвижники, захватившие трофеи в битве при Бадре) спрашивают тебя (о Мухаммад) о трофеях (о том, как правильно их делить). Ответь: «Трофеи принадлежат Аллаху и Его Посланнику». Бойтесь же Аллаха и налаживайте отношения друг с другом. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы (действительно) верующие (то ваша вера направит вас к покорности). Поистине, (по-настоящему) верующие – это те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха. Их вера (и убежденность) усиливается, когда им читают Его аяты. Также они уповают (только) на своего Господа (вверяя Ему все свои дела). Они (полноценно) выполняют намаз и расходуют (на Нашем пути) из того (имущества), чем Мы их наделили. Вот они – истинно верующие. Им – степени (высокое положение) у их Господа, прощение (за совершенные ошибки, которые присущи людям) и щедрый удел (в виде райских благ). Так твой Господь вывел тебя (на битву при Бадре) из дома (из Медины) ради истины (а также ради правильной и в то же время необходимой цели), хотя некоторые из верующих не хотели этого. (Однако какую большую победу они одержали в результате!)» (Аль-Анфаль, 1-5) [Абу Давуд, Джихад, 144-145, хадис №: 2737-2738].
Убада ибн Самит рассказывал: «В день битвы при Бадре, когда противник был разгромлен, одна группа мусульман бросилась преследовать отступающего врага, другая группа вернулась к посланнику Аллаха (с.а.с.), а третья группа стала собирать трофеи.
После того, как Аллах обратил в бегство врагов мусульман, та группа, которая преследовала их, вернулась обратно и сказала: «Это мы разбили врага, обратили его в бегство и преследовали его, поэтому трофеи принадлежат нам».
Те же, которые вернулись к посланнику Аллаха (с.а.с.), чтобы защитить его от потенциальной опасности, сказали: «Вы достойны трофеев не более чем, мы. Мы вернулись к посланнику Аллаха (с.а.с.), чтобы защитить его на тот случай, если бы враг развернулся и снова напал на нас».
Те же кто собирал трофеи, сказали: «Эти трофеи собрали мы, поэтому они наши». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят, и посланник Аллаха (с.а.с.) разделил все трофеи поровну [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 160-161].
Этот риваят Убады ибн Самита приводит имам Ахмад в своем Муснаде с некоторыми отличительными деталями. В этом риваяте Убада ибн Самит рассказывает: «Мы вместе с посланником Аллаха (с.а.с.) отправились в поход на Бадр. Я был вместе с ним во время этой битвы.
Два войска встретились друг с другом, и Аллах Всевышний обратил многобожников в бегство. Одна группа мусульман бросилась преследовать отступающего врага, продолжая убивать их.
Другая группа мусульман, войдя в брошенный многобожниками лагерь, стала собирать трофеи. А третья группа мусульман окружила посланника Аллаха (с.а.с.), чтобы защитить его, если вдруг враг решит неожиданно напасть.
Когда наступила ночь, и все вернулись обратно в лагерь, те, кто собирали трофеи, сказали: «Эти трофеи собрали мы, и они по праву принадлежат нам. И ни у кого другого нет никаких прав на эти трофеи».
Те, кто преследовали отступающего врага, сказали: «У вас не больше прав на эти трофеи, чем у нас. Это мы обратили врага в бегство и преследовали его, отдаляя его от вас, пока вы собирали трофеи».
Те же, кто, собравшись вокруг посланника Аллаха (с.а.с.), защищали его от возможного внезапного нападения врага, сказали: «Мы в это время находились вокруг посланника Аллаха (с.а.с.), так как боялись, что многобожники могут внезапно напасть и причинить ему вред».
И тогда Аллах всевышний ниспослал аят:
«Они (сподвижники, захватившие трофеи в битве при Бадре) спрашивают тебя (о, Мухаммад) о трофеях (о том, как правильно их делить). Ответь: «Трофеи принадлежат Аллаху и Его Посланнику». Бойтесь же Аллаха и налаживайте отношения друг с другом. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы (действительно) верующие (то ваша вера направит вас к покорности)».
И посланник Аллаха (с.а.с.) поделил трофеи поровну между мусульманами» [Имам Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 5/323-324].
По сути, история, рассказанная Садом ибн Абу Ваккасом, и история, рассказанная Убадой ибн Самитом, произошли в одно и то же время, при одних и тех же обстоятельствах. Обе эти истории касаются раздела трофеев после битвы при Бадре.
История, произошедшая с Садом, происходила и с другими сахабами, и поэтому, чтобы предотвратить споры и конфликты, был ниспослан этот аят. Поэтому между этими риваятами нет и не может быть никаких противоречий.