«Неужели Мы мусульман приравним к грешникам? Что с вами? Как вы судите?» (Аль-Калям, 35-36).
Передается в известном хадисе, что наш Пророк ﷺ сказал:
«Когда в моей умме наступят смутные времена, тому, кто будет крепко придерживаться моей Сунны, положено вознаграждение десяти шахидов. Держаться за мою Сунну в те опасные времена будет подобно тому, чтобы брать в руки искру. Он не сможет ни взять её в руки, ни удержать» (ь-Мунзири «ат-Таргъиб ва-т-тархиб», 1/41; ат-Табарани «Аль-Маджма‘ аль-кабир», 1394; аль-Хайсами «Маджма‘ аз-заваид», 7/282).
Также передается, что Пророк ﷺ сказал: «Наступят такие времена, когда моей Сунне перестанут придавать значение. Появятся вредные нововведения (бид‘аты), и станут обращать внимание на них. В такое время, придерживающиеся моей Сунны окажутся в одиночестве и будут казаться странными.
Те же, кто будет придерживаться бид‘атов, заимеют по пятьдесят и даже более товарищей. Сахабы спросили:
– О Посланник Аллаха! Будут ли после нас люди, более достойные, чем мы?
– Да, будут.
– О Посланник Аллаха! Увидят ли они вас?
– Нет.
– Тогда какими они будут?
– Как соль в воде. Как тает в воде соль, так растают их сердца.
– О Посланник Аллаха! Как они будут жить? – Как червь посреди гниды.
– О Посланник Аллаха! Как они станут оберегать свою веру?
– Как горящий уголёк в ладони. Если бросит – потухнет, если не бросит – обожжется рука» («Равдатуль-‘Уляма»).
Это интересно: Шайтан сбил их с верного пути...
Сунна, которой нужно следовать, это та самая Сунна, за которую крепко держались мусульмане первого века.
Люди той эпохи были людьми, ставшими свидетелями успехов, добра и справедливости. Это те, кто жил во времена нашего Пророка ﷺ и четырех праведных халифов (хуляфаи рашидин), и пришедшие после них таби‘ины. Но со временем были изобретены вещи, не соответствующие их пути, их именуют бид‘атом.
«Берегитесь тех дел, которые появятся позже! Поскольку все новшества – бид‘ат, а любой бид‘ат – заблуждение, и всякое заблуждение – в Аду» (Тирмизи, Знания, 16/2676; «Сунан» Абу Дауда, Сунна, 6/4607; «Сунан» Ибн Маджа, 43-44).
Наш Пророк ﷺ также сказал: «Если кто-то выведет нечто такое, чего нет в нашей религии, то это будет отвергнуто» (т-Тирмизи, Знания, 16/2676; «Сунан» Абу Дауда, Сунна, 6/4607; «Сунан» Ибн Маджа, 43-44).
Отсюда становится понятным, что любой бид‘ат – это заблуждение. Бид‘ат в религии – это те вещи, которые противоречат её принципам и правилам.
Наши ученые единого мнения о том, что заниматься религиозными науками, созданием научных трудов и их распространением является приемлемым и положительным новшеством, хорошим бид‘атом.
«Всякое бид‘а – заблуждение». Так ли это на самом деле?
А те вещи, которые не подходят Исламу, переходят границы дозволенного, являются отрицательным новшеством, плохим бид‘атом. ‘Алимы не воспримут подобные вещи, выступят против таких нововведений, станут возражать.
В соответствии с приводимым в шархе книги «Машарикуль-Анвар» разъяснением ученых, новшества в религии бывают пяти видов:
1. Сбор фактов и их упорядочение с целью дать ответ неверующим и заставить их замолчать. Такое новшество является необходимым (ваджиб).
2. Написание книги, создание учебных заведений (медресе и т.п.). Это – дозволенное нововведение (мандуб).
3. Готовить угощение, чтобы позвать в гости настоящих друзей. Такое новшество считается не возбраняемым и не поощряемым (мубах).
4. Новшество, которое является запретным, но допускаемым в случае крайней необходимости (макрух).
5. Бид‘ат, который является запретным (харам).
Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама