Эта история произошла с одним из первых суфиев ислама – Сари ас-Сакати, который родился в 155 году в Багдаде. На его становление суфием огромное влияние оказали такие ученые и шейхи тасаввуфа, как Маруф аль-Кархи, Хабиб ар-Раи и Бишр аль-Хафи.
В преданиях сообщается, что к лавке Сари ас-Сакати однажды подошел Маруф аль-Кархи вместе с сиротой. Суфий попросил Сари одеть сироту, на что хозяин лавки ответил согласием, после чего Маруф сделал за него дуа. Благодать этой мольбы стало причиной того, что Сари начнет изучать тасаввуф и станет великим суфием.
В другом риваяте говорится, что как-то Сари ас-Сакати дал Хабибу ар-Раи большую сумму для того, чтобы Хабиб потратил их на нужды дервишей. Хабиб сделал за него дуа, которое до глубины души тронуло Сари, после чего он избрал для себя путь суфия.
Джунейд аль-Багдади был племянником и учеником Сари ас-Сакати. Именно он сохранил множество его полезных наставлений, высказываний и воспоминаний о своем дяде.
Однажды Сари ас-Сакати давал своим ученикам урок. Они вместе читали хадис: «Не из нас тот, кто не озабочен нуждами и бедами мусульман» (аль-Хаким). В это время вошел один из его учеников и взволнованно сказал: «Учитель! Я только что узнал, что случился пожар на рынке. Все лавки, кроме вашей, сгорели дотла!» Сари ас-Сакати воскликнул: «Алхамдулиллях!»
Спустя тридцать лет Сари признался одному своему другу: «В тот день, когда я сказал: «Алхамдулиллях», я на мгновение обрадовался тому, что моя лавка осталась цела, но я забыл о том, что другие торговцы потерпели убыток. Я думал о себе и забыл о других. Об этом я сожалею до сих пор, и в течение 30 лет я прошу Всевышнего простить мне мою беспечность» (Хатиб аль-Багдади, «Тарих»).
Суть братства, о которой говорит Сари ас-Сакати, описывается в следующем хадисе:
«Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом – эта радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда ты помогаешь ему в беде, или выплачиваешь за него долг или утоляешь его голод. И поистине, прийти на помощь своему брату мусульманину в том, в чём он нуждается, любимей для меня, чем совершать итикаф в мечети в течение месяца. А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего, тому Аллах прикроет его наготу (т. е. скроет его недостатки и грехи), и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день. И того, кто вышел помогать своему брату мусульманину в его нужде пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот день, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мёд» (ат-Табарани).
Islam-Today