«Разумный человек – это тот, который владычествует над своим нафсом и трудится для жизни после смерти. А немощный – это тот, кто следует желаниям своего нафса, и при этом надеется на Аллаха» (хадис передали Тирмизи, Кыйамат).
С самого своего рождения человек каждую секунду своей жизни к чему-то стремится. Для кого-то целью всего земного существования становится стремление к абсолютной свободе, кто-то хочет стать счастливым, а кто-то – богатым. Но за всей этой погоней мы забываем о том, что этот мир – лишь песчинка, это наше испытание перед обретением жизни вечной.
Так насколько важно быть в этом мире богатым? Что такое бедность? Что мешает мусульманину жить в достатке, при этом должное внимание уделяя духовной составляющей? Об этом беседовали участники очередного заседания мусульманского дискуссионного клуба вместе с Юсуфом Юсуповым, магистрантом РИУ и экспертом по бизнес планированию и недвижимости.
Всевышний Аллах создал человека, направил его в этот мир для испытания, создал Добро и Зло и дал Своему творению выбор. Творец через пророков и Священные книги ясно показал всему роду людскому, что есть истина, а что ложь. И специально отправил человечеству Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), с которого мы с вами должны брать пример.
Среди людей есть богатые, а есть бедные, которые в этом мире не могут позволить себе всё, что хотят. Надо научиться быть благодарным и помнить о том, что Аллах дал человеку главное – это жизнь, близких людей, веру во Всевышнего – то, что не купишь ни за какие материальные блага.
«Бедность – тяжесть в этом мире и легкость на том свете…» (имам Ахмад, имам Хаким, Табарани). Этот хадис напоминает о том, что бедность или богатство человека не влияет на отношение к нему нашего Творца. Только Аллах Всезнающий ведает обо всём и наделяет уделом кого пожелает, без отчёта.
Богатство – это испытание общине Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), ведь Аллах проверяет веру человека, даря ему имущество и власть.
Однажды к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) вошёл Уяйна ибн Хисн, предводитель своего племени, а возле Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) стояли его сподвижники Сальман аль-Фариси, Билял ибн Хаммама аль-Хабаши и другие бедные сподвижники, одетые в старые одежды, в которых они вспотели.
Уяйна сказал Пророку (мир ему и благословение Всевышнего): «Мы люди почтенные, и когда мы вошли тебе (Пророк), следует их (этих сподвижников) вывести. Ведь они мешают нам своим запахом, или определи нам отдельное место для разговора».
В это время пришло откровение: «Прояви (Мухаммад) терпение с теми (бедными сподвижниками), которые взывают к своему Господу (поклоняются Ему), днём и ночью, желая довольство Аллаха», т.е. те, которые совершают пятикратную молитву и ищут довольства Аллаха. Аллах также сказал: «Не отводи свой взгляд от них (бедных), желая мирскую красоту», т.е. не принижай бедных из-за мирской красоты.
В чём ещё заключена мудрость доброго отношения с людьми, обделёнными материальными благами?
Находясь рядом с ними, можно воспитать в своём сердце простоту и скромность. Другая мудрость выражается в том, что богатые мусульмане, подружившись с бедными, понимают тяготы малообеспеченных людей, их тяжбы и, соответственно, понимают, что богатство и бедность – это временное состояние, которое Аллах может поменять в любую минуту. Если Аллах захочет любой человек в одночасье может стать самым богатым, а состоятельный может лишиться всего нажитого.
Хасан, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «В День Суда человек будет искать оправдание перед Аллахом, и Аллах скажет бедному рабу: «…выходи, мой раб, к рядам людей (стоящим в День Суда перед Аллахом) и поищи того, кто накормил тебя ради Меня или одел тебя ради Меня, и возьми его за руку, тогда тот, бедный, возьмёт в толпе одного, и войдёт с ним в Рай» (имам аль-Хатыб, ибн Аби Дунья).
Вспомните ещё один хадис, рассказывающий о том, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Увеличивайте знакомство с бедняками и укрепляйте родство, поистине, у них есть влияние, власть». Его спросили: «Какая у них власть?»
Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Когда наступит День Суда, то им скажут: “Посмотрите, кто вас накормил, напоил или одел, и возьмите этого человека за руку и войдите в Рай”» (ан-Нурси, ад-Дайлями).
Если обратиться к мнению учёных, то алимы отмечают, что у бедняков пять почитаний:
1. Поистине, вознаграждение за молитвы и милостыни бедного человека больше, чем у богатого.
2. Когда бедный возжелал что-то (дозволенное) и не нашёл возможности его приобрести, то ему записывается вознаграждение.
3. Бедняки опередят вхождением в Рай.
4. Допрос в День Суда у бедняков меньше других.
5. Печаль бедняка будет меньше печали богатого, ибо богатые будут желать быть бедными, а бедные не будут желать разбогатеть.
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Одна серебряная монета милостыни лучше, чем тысяча серебряных монет», тогда спросили: «Как это, о Посланник Аллаха?».
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Богатый человек отдаст тысячи серебряных монет из его большого богатства, и другой человек отдаст одну серебряную монету из двух, которых он имеет от души, и этим тот, кто отдал одну серебряную монету, стал более достойным» (ан-Насаи, ибн Хиббан, имам Хаким).
Каждый из нас должен помнить о том, что у богатого и бедного, больного и здорового, молодого и пожилого один Создатель – Единственный и Неповторимый Аллах, а мусульманин – это человек, который любит Аллаха и его Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).
Продолжение следует...
Ильмира Гафиятуллина
Также на эту тему читайте:
Как мусульманину следует относиться к деньгам?
"О Посланник Аллаха! Богатые забрали все награды..."
Почему Пророк (мир ему) говорил: «Бедность — мое достоинство»?
Разрешает ли ислам быть богатым?
О стремлении к заработку и дозволенной зависти