В книге Имама Навави (р.а.) под названием «Иршад» сообщается, что ко времени смерти Расулюллаха ﷺ общее количество его благородных сподвижников (асхабы-кирам) достигало ста четырнадцати тысяч человек, что всем им была присуща справедливость. В Коране-Кариме и в достоверных хадис-шарифах повествуется об их величии и справедливости.
Предание
В сборнике «Месабих», в сахих-хадисе из раздела «Асхабы-Кирам», переданном от Абу Саида аль-Худри(ра), приводится такое высказывание Посланника Аллаха ﷺ: «Не хулите моих асхабов. Сделанные вами пожертвования величиной с гору Ухуд не стоят милостыни моих асхабов в один мудд (875 гр) или положенного за нее саваба».
Сахабом называют того, кто, будучи мумином и при постоянстве своего имана, хотя бы раз видел Расулюллаха. Согласно разъяснениям Гюрани, в приведенном выше хадис-шарифе имеется в виду следующее:
Один мудд (875гр) садака, поданная асхабами, которые бедны, имеет большую ценность, чем пожертвования более поздних поколений. Таким образом подчеркивается, какое высокое место занимают благородные асхабы, видевшие Расулюллаха, слушавшие его назидательные беседы.
Даже если нам будет суждено прожить тысячу лет, и если мы всю жизнь будем исполнять повеления Всевышнего Аллаха и избегать Его запретов, даже если мы будем самыми покорными рабами Аллаха из всех людей, мы все равно не сможем достичь такой высокой чести, как стать участником назидательной беседы Расулюллаха ﷺ хотя бы на один миг.
Вот поэтому асхабы-кирам обладают столь большим превосходством, достоинством. Нам никак невозможно достичь присущей им высокой степени. Комментатор Муслима (р.а.) дает такое разъяснение:
«Запрещено хулить благородных асхабов, говорить про них плохо. Это харам. Творить же харам безнравственно. Асхабы, участвовавшие в фитнах, и асхабы, не принимавшие участия в раздорах, равны, поскольку все они муджтахиды. Говорить неподобающие их высокому положению слова о происходивших между ними войнах, – это большой грех. В любом мазхабе найдутся порицатели благородных асхабов. Часть ученых маликитского мазхаба заявляла, что хулящих асхабы-кирама нужно казнить».
Это интересно: О ком Пророк ﷺ говорил «если бы я не пришел, пророком стал бы ты»?
Тыйби (р.а.) говорит: «Все благородные сподвижники поистине справедливы. Это становится понятным из Корана-Карима, из хадис-шарифов и из общего согласного мнения тех, заслуживает уважения».
Йусуф Ардабили (р.а.) пишет следующее: «Думать плохо про почтенного Муавию (р.а.) недозволительно. Никого из ближайших сподвижников (асхаби гюзин) нельзя проклинать, говорить или думать про них плохо.
Кроме всего прочего, все они мумины, мусульмане. Всё оставлено воле Аллаха. Он накажет, если пожелает, или окажет милость, если пожелает. Имам Газали и Навави сказали именно так. Имам Газали пишет следующее:
«Проповедникам и другим запрещено рассказывать о мученической смерти досточтимых Хасана и Хусейна, о раздорах и междусобной борьбе асхабы-кирама. Поскольку это вызовет неприязнь к асхабам. Между тем, они – самые знающие в Исламе. Имамы получали знания от них. Кто плохо думает про них, тот плохо думает о себе и о своей вере».
Все фото: shutterstock.com