«Не равны верующие, которые остаются дома, не подвергаясь опасности, и воины на пути Аллаха (рискующие) имуществом и жизнью. Аллах возвысил воинов (рискующих) имуществом и жизнью, над остающимися дома. Каждой (из двух групп) Аллах обещал награду (в виде Рая – за их веру). Но воинов Аллах возвысил над остающимися дома великой наградой» (Ан-Ниса, 95).
1. Когда был ниспослан аят: «Не равны верующие, которые остаются дома, не подвергаясь опасности, и воины на пути Аллаха (рискующие) имуществом и жизнью», посланник Аллаха ﷺ позвал к себе Зейда ибн Сабита и попросил принести с собой верблюжью лопатку, чтобы записать на ней этот аят.
Вошедший туда в тот момент Абдуллах ибн Умми Мактум, услышав этот аят, объяснил причину, по которой он не может принимать участие в противостоянии на пути Аллаха, и тогда была ниспослана следующая часть, в которой говорится: «За исключением тех, у кого есть уважительная причина» [Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/17].
В риваяте Зейда ибн Сабита, который приводят Бухари, Тирмизи и Табери, говорится: «Ибн Умми Мактум сказал: «О, посланник Аллаха! Если бы у меня были силы и возможность, то я непременно принял бы в нем участие».
Зейд ибн Сабит сказал: «В этот момент посланнику Аллаха ﷺ стали приходить откровения. Его колено лежало на моем колене. Его колено стало таким тяжелым, что мне показалось, что моя голень сломается. В этот момент ниспослание откровения закончилось, и он сказал: «За исключением тех, у кого есть уважительная причина» [Бухари, Тафсируль-Куръан, 18; Тирмизи, Тафсируль-куръан, 4/19, хадис №: 3033; Табери, Джамиуль-Байан, 5/145].
Существуют также риваяты, в которых сообщается, что посланник Аллаха ﷺ попросил Бера ибн Азиба записать этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 5/144].
2. Риваят, переданный от Ибн аббаса, связывает ниспослание данного аята с битвой при Бадре. Ибн Аббас говорил: «Несомненно, не равны те верующие, которые вышли в поход на Бадр, и те, кто остался в Медине. Когда был ниспослан приказ отправляться в поход на Бадр, Абдуллах ибн Умми Мактум и Абу Ахмад (Абдуллах) ибн Джахш ибн Кайс аль-Асади пришли к посланнику Аллаха ﷺ и сказали: «О, посланник Аллаха! Мы оба незрячие. Есть ли для нас какое-то оправдание?», и тогда был ниспослан этот аят» [Тирмизи, Тафсируль-куръан, 4/18, хадис №: 3032; Табери, Джамиуль-Байан, 5/145].
В другом риваяте, также переданном от Ибн Аббаса, он рассказывал: «Когда был ниспослан аят: «Не равны верующие, которые остаются дома, не подвергаясь опасности, и воины на пути Аллаха (рискующие) имуществом и жизнью», то, услышав об этом, незрячий Абдуллах ибн Умми Мактум пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! Аллах ниспослал аят о противостоянии на Его пути, который тебе известен. Я – человек невидящий, у меня нет сил участвовать в битве. Есть для меня какое-то оправдание перед Аллахом, что я не участвую в этом, сидя у себя дома?».
Посланник Аллаха ﷺ ответил: «По поводу твоего положения мне не приходило никаких повелений. Поэтому я не знаю, есть ли для тебя и тебе подобных какое-то оправдание».
Ибн Умми Мактум обратился к Аллаху со следующими словами: «О, Аллах! Я обращаюсь к Тебе по поводу того, что мои глаза не видят». И после этого Аллах Всевышний ниспослал аят: «Не равны верующие, которые остаются дома (кроме тех, кто имеет уважительную причину), не подвергаясь опасности, и воины на пути Аллаха (рискующие) имуществом и жизнью. Аллах возвысил воинов (рискующих) имуществом и жизнью, над остающимися дома» [Табери, Джамиуль-Байан, 5/145].
В риваяте, переданном Ибнуль-Мунзиром от Катады, сообщается, что в отношении Ибн умми Мактума было ниспослано в общей сложности четыре аята. Один из них этот аят, а другими аятами являются: ан-Нур 24/61; аль-Хадж 22/16 и Абаса 80/1 [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/643].