"Я не говорю вам, что я – один из ангелов"

Скажи: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении». Скажи: «Разве равны слепой и зрячий? Неужели вы не поразмыслите?» (Сура «Ангам», аят 50)

Как подчеркнуто во многих местах Корана, пророки и посланники Аллаха тоже являются людьми. Как и все остальные люди, они тоже кушают и пьют, ходят по земле, женятся и растят детей, болеют и умирают. Что же касается исполнения божественных повелений и запретов, то в данном вопросе пророки тоже равны с другими людьми. Но поскольку они являются избранными рабами и посланниками Аллаха, то лишены любых отрицательных нравственных качеств. Это образцовые личности, за каждым шагом которых следят остальные люди и, беря с них пример, приводят в порядок свои дела и поступки.

Наш любимый Пророк (мир ему) донес до своего племени и до всех людей на земле аяты Аллаха и доводы, обращенные к их разуму, сердцу и совести. А курайшиты-язычники издавна верили в существование людей, обладающих сверхъестественными способностями. Таких людей они называли прорицателями (кахин), колдунами (сахир), гадателями (арраф). Многобожники считали, что раз хазрати Мухаммад (мир ему) утверждает, что он является пророком и доносит откровения от Аллаха, то уж у него тем более должны быть подобные силы и способности.

Поэтому они требовали от него, например, превратить одну из горных вершин в золотую глыбу («Муснад», I, 242, 258), находить пропавшие вещи, лечить безнадежно больных людей (см. сура «Аграф», 7:188), спустить с небес ангелов, чтобы они могли разговаривать с этими ангелами (сура «Ангам», 6:8).

Приведенный выше коранический аят содержит точный ответ, который должен дать благословенный Пророк (мир ему) на эти невежественные требования. Также в этом аяте определены некоторые из главных особенностей, присущих пророкам. Наш любимый Пророк (мир ему) так объяснил людям это положение:

1. Я не могу сказать, что владею сокровищницами могущества Аллаха и распоряжаюсь ими по своему усмотрению или с разрешения Господа. Я не утверждаю этого и не стану утверждать. Не в моих силах ниспосылать аяты, насылать мучения или превращать горы в золото. А посему будет неправильным с вашей стороны предъявлять ко мне такие требования.

2. Также я не могу знать сокровенное. Поэтому совершенно бессмысленно спрашивать у меня о том, когда наступит киямат или когда придут мучения, и задавать другие подобные вопросы.

3. Я не говорю вам, что я – один из ангелов. Следовательно, неправильно требовать от меня того, что несвойственно людям. И вы не имеете права говорить обо мне: «Что это за пророк, который ест-пьет, женится, ходит по базарам?»

4. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении. Все сведения, относящиеся к сокровенному, переданы мне в откровении.

По сути, такой искренний и откровенный ответ должен был стать даже более весомым аргументом, чем превращение каменных гор в золото, для тех людей, чей разум и сердце открыты к истине, кто далек от предубеждений, чья душа не была испачкана низменными страстями и вожделениями, чье сердце еще не замуровано духом отрицания и непокорности. Ведь это был ответ человека, который получал откровение от Аллаха, о чем свидетельствовали многие доводы. И он ответил им без всяких комплексов, демонстрируя состояние глубокой покорности и смирения. Однако некоторые оказались неспособны осознать эту истину. По этой причине, в конце аята говорится: «Скажи: «Разве равны слепой и зрячий? Неужели вы не поразмыслите?»

Из этого коранического аята можно извлечь следующие уроки:

1) Наш любимый Пророк заранее принял меры к тому, чтобы его не обожествляли.
2) Необходимо всесторонне разъяснить и осознать, что пророки и посланники тоже являются рабами Аллаха.
3) Унаследовавшим знания от Пророка ученым нужно вести себя скромнее.
4) Воспринять умом и сердцем ту истину, что пророк не может самостоятельно показывать чудеса, передавать знания из сокровенного.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle