Начало: Становится ли неверным тот, кто боится других людей?
Абу Ханифа был величайшим ученым, знатоком исламского права и вероубеждения, жившим в 80/699-150/767 годах. В первые годы обучения, находясь в городе Куфа, Абу Ханифа заучил Священный Коран наизусть. Также он овладел такими предметами, как морфология (сарф) и синтаксис (нахв) арабского языка. Абу Ханифа является одним из великих ученых, которые способствовали распространению вероубеждения Ахлю Сунны. Его труды по основам вероубеждения, составленные в форме ответов на вопросы, дошли до наших дней и легли в основу учения школы Матуриди. Ниже вы можете ознакомиться с отрывком одной из книги Абу Ханифы.
Ученик:
Каково положение верующего, который боится всех этих творений больше, чем Аллаха? Поясните.
Ученый:
– Нет ни одного творения, которого верующий боялся бы больше, чем Аллаха. Даже если верующего постигла неизлечимая болезнь или с ним случилась страшная беда, он даже втайне не скажет: «О, мой Господь, что же Ты натворил». Он не скажет этого даже про себя. Наоборот, он станет поминать Всевышнего Аллаха еще больше.
И если бы хоть один процент из этой беды случился с ним по приказу какого-то правителя, его негодование непременно проявилось бы на его языке или в сердце тогда, когда он остается наедине с теми, кому доверяет, либо там, где он уверен, что его никто не услышит. Тем не менее, верующий человек везде и во всем видит волю Всевышнего Аллаха, будь оно скрытым или явным.
Что же касается приказов правителей, то такого не наблюдается. Например, иногда верующему необходимо совершить полное омовение в холодную ночь. И даже если ему это не нравится, он встанет ночью и совершит гусль исключительно из-за страха перед Всевышним или по причине, ведомой лишь его Господу. Так же верующий продолжит держать пост в самую знойную и жаркую погоду. Даже если рядом с ним никого нет, он будет наблюдать за знамениями Всевышнего и проявлять терпение. Он не отступится лишь из-за страха пред Аллахом.
В противоположность этому, человек страшится правителя, когда тот его видит, но не боится, когда находится далеко от него. Из этого следует, что верующий никого из творений не боится так, как страшится Своего Господа.
Ученик:
– Клянусь, вы разъяснили то, что мы ощущали в душе. Однако каково положение того, кто не различает, что такое вера и неверие? Поясните.
Ученый:
– Нет сомнений в том, что люди становятся верующими после того, как познают Аллаха и признают Его, и становятся неверующими, если отрицают своего Господа. При условии, что человек признает свое рабство перед Всевышним, признает Его единство и то, что Он ниспослал, то он не будет неверующим, даже если не различает веру и неверие, а только понимает, что вера – это благо, а куфр – зло.
Например, если человеку принесут мед и сабур (горькое вещество желтого цвета) и он попробует обе из них на вкус, то ощутит, что мед – сладкий, а сабур – горький. Ведь мы не можем сказать, что этот человек не различает сладость и горечь. То же и с человеком, которому не знакомы слова «вера» и «неверие». Но ему известно, что вера – это благо, а неверие – зло. В таком положении нельзя сказать, что этот человек совсем не знает Аллаха. Про него говорится только, что ему неизвестны слова «вера» и «неверие».
из книги "5 трудов имама Агзама"
Также на эту тему читайте:
Каково положение верующих, которые приписывают Аллаху детей? Ответ Абу Ханифы
Тонкая грань, которая отделяет грешника и неверующего. Ответ Абу Ханифы