Можно ли считать мусульманином того, кто верит в Аллаха, но не верит в Мухаммада (ﷺ)? Ответ Абу Ханифы

Абу Ханифа был величайшим ученым, знатоком исламского права и вероубеждения, жившим в 80/699-150/767 годах. В первые годы обучения, находясь в городе Куфа, Абу Ханифа заучил Священный Коран наизусть. Также он овладел такими предметами, как морфология (сарф) и синтаксис (нахв) арабского языка. Абу Ханифа является одним из великих ученых, которые способствовали распространению вероубеждения Ахлю Сунны. Его труды по основам вероубеждения, составленные в форме ответов на вопросы, дошли до наших дней и легли в основу учения школы Матуриди. Ниже вы можете ознакомиться с отрывком одной из книги Абу Ханифы:

Ученик:

– Известно, что человека, который отвергает что-либо, называют отвергающим, того, кто признает – признающим, кто совершает грех – грешником, кто совершает праведное дело – праведником. Но что можно сказать про единобожника, который утверждает, что отвергает пророка Мухаммада? Поясните.

Ученый:

– Это невозможно. Если же такое случится, то мы назовем его отвергающим Всевышнего Аллаха, либо лжецом в познании Господа. Его отрицание пророка Мухаммада равносильно отрицанию Аллаха. А тот, кто отрицает Аллаха, тот отрицает и Его пророка. При этом неверие в Аллаха не вытекает из неверия в Мухаммада (мир ему).

Так, например, христиане утверждали, что Бог – это один из трех, отрицая Его единство, и приписывали Ему сына, что и стало доказательством их неверия. А иудеи являются неверующими, так как отрицают самодостаточность Аллаха, хотя Он ни в чем не нуждается, не имеет равных и подобия, и все принадлежит Ему. А они говорят про Него, что Он беден, Его рука скована, что Узеир – его сын, а также, что Аллах имеет образ человека. То же и с теми, кто поклоняется огню, солнцу или луне. Ведь Всевышний Аллах сказал в Коране: «… и только неверующие отрицают Наши знамения» («Аль-Ганкабут», аят 47);

«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью» («Ан-Ниса», аят 65).

В таком случае мы судим о познании человека своего Господа по его неверию в Мухаммада, и говорим, что он не верует, хоть он и считает, что верует в Аллаха. К примеру, человек утверждает, что может поднять 20 пудов. Мы же, если увидим, что он еле поднимает даже два пуда, то с уверенностью скажем, что неспособный поднять даже два пуда, не поднимет 20 и подавно. Так же и в этом случае. Как только человек скажет: «Я верю в истинность Аллаха, но не признаю того, что этот человек является Его творением», – мы тут же понимаем, что этот человек лжет.

Потому что, если бы человек поистине познал своего Господа и уверовал в Него, то знал бы, что всё является Его творением. Иной пример. Допустим, что на одинаковом расстоянии от человека горит лампа и горит огромный костер. Если человек скажет, что увидел лампу, но не увидел пылающие дрова, мы поймем, что он лжет. Ведь тот, кто смог увидеть лампу, смог бы рассмотреть и огромный пылающий костер.

Из книги «5 трудов имама Агзама»

Социальные комментарии Cackle