"Самый усердный среди вас подобен самому беспечному из числа этих людей..."

3 лучших поколения, по мнению Пророка Мухаммада (мир ему). (Источник фото: freepik.com)

3 лучших поколения, по мнению Пророка Мухаммада (мир ему). (Источник фото: freepik.com)

Хаким ан-Нисабури (да помилует его Аллах) так разъяснял значение слова «табиин»: «Табиины – это люди, которые видели сподвижников и научились у них чему-либо из религии». Другие ученые считали, что табиинами можно считать всех мусульман, которым посчастливилось увидеться со сподвижниками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Кто такие табиины и ат-табиины?

Имам Муслим (да помилует его Аллах) разделял табиинов на три основные категории. К первой категории относились «кибар ат-табиин» (старшие табиины), которые большинство своего знания переняли от сподвижников. Здесь под знаниями он имел в виду хадисы Пророка (мир ему). Ко второй категории относились «аусат ат-табиин» (средние табиины), которые принимали хадисы как от сподвижников, так и от других табиинов. Что касается третьей категории, то к ним имам относит «сигар ат-табиин» (младшие табиины), которые большинство преданий передавали от других табиинов. Классификации на самом деле были разными. Тот же Хаким ан-Нисабури, например, делил табиинов на 15 категорий.

Поколение табиинов является лучшим поколением после сподвижников. Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) передал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшее поколение – это мое (поколение), затем – следующее за ним, а затем – следующее» (аль-Бухари).

Лучшими табиинов делало не только то, что они видели сподвижников и изучали у них религию Аллаха. Они были лучшими своими деяниями и нравственными качествами.

Передается, что Суфьян ибн Динар ат-Таммар (да помилует его Аллах) сказал: «Я спросил Махана аль-Ханафи: «Каковы были деяния предшественников?» Он ответил: «Дела их не были многочисленными, однако их сердца были здравыми».

Муджахид ибн Умейр (да помилует его Аллах) говорил: «Самый усердный среди вас подобен самому беспечному, несерьезному человеку из эпохи предшественников».

Табиины являются наследниками сподвижников в том плане, что они переняли у них религиозные знания и благородные качества, сформированные самим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Искренность, скромность, щедрость, равнодушие к мирскому и стремление к довольству Всевышнего – об этом мы привыкли читать в религиозных книгах, а табиины обладали всеми этими качествами.

Знаменитый табиин, Бишр ибн аль-Харис (да помилует его Аллах) говорил: «Из всех своих дел я больше всего уверен лишь в своей любви к сподвижникам Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)».

Передается, что Муса ибн Исмаил изрек: «Если бы я сказал вам, что никогда не видел, как Хаммад ибн Салама смеется, то не соврал бы. Он постоянно был занят: либо передавал хадисы, либо читал что-нибудь, либо поминал Аллаха, либо молился. Свой день он распределял сообразно этим делам».

Шуджа' ибн аль-Валид, рассказывая о богобоязненности и постоянном усердии табиинов, говорил: «Когда бы я ни был возле Суфьяна ас-Саури, я всегда видел, как он занят либо призывом к благому, либо удержанием от порицаемого».

Когда Зу-н-Нуна аль-Масри (да помилует его Аллах) спросили о любви, он сказал: «Любовь - это когда ты любишь то, что любит Аллах и ненавидишь то, что ненавидит Аллах, когда ты делаешь все виды благого и отказываешься от всего, что отвлекает от Всевышнего, и не боишься на пути Аллаха порицания порицающего. Это милосердие к верующим, жесткость к неверующим и следование путем посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».

Многочисленные источники указывают нам на то, что табиины были заботливыми семьянинами и верными друзьями. Они переживали не только за себя, но и за положение всего общества мусульман. Многим из нас этого не понять, ведь мы живем в эпоху индивидуализма, когда каждый член общества заботится лишь о своем благополучии.

Ибн 'Уейна говорил: «Я знаю человека, который освободил рабыню ради Аллаха, чтобы Он избавил одного жителя Куфы от дурного нрава. Также я помню день, когда в Мекке пошел настолько сильный дождь, что у людей разрушились дома. Тогда Абд-аль-Азиз ибн Абу Равад освободил рабыню ради Аллаха, чтобы Он избавил народ от этого несчастья».

«Раудат аз-Захидин»

Социальные комментарии Cackle