Нахождение в определенном месте является качеством творений. Аллах не является творением, Он – Творец всего сущего: «Воистину, Аллаху принадлежат те, кто на небесах, и те, кто на земле» (сура «Юнус», аят 66). Поэтому приписывать Всевышнему Аллаху место запрещено, ведь место также сотворено.
Что же тогда делать с теми аятами и хадисами, которые, на первый взгляд, указывают на то, что Аллах находится в определенном направлении и месте? Последователи некоторых течений любят использовать их буквальный перевод в качестве довода своим убеждениям. Как же следует их понимать? А понимать их следует в соответствии с тем, что говорили ас-саляф ас-салих (предшественники). Большинство ученых не комментировали вопросы, связанные с неоднозначными текстами. Они верили в них как есть, не придавая Аллаху образа, места и направления. Это – лучшая позиция. Однако дабы искоренить смуту заблудших течений и опровергнуть их ошибочные воззрения, некоторые великие ученые давали разъяснения по этим вопросам.
Абу Ханифа (да помилует его Аллах) в своей книге «аль-Фикх аль-Абсат» писал: «Я сказал: “Что ты ответишь, если спросят тебя “Где Аллах?”. Тот ответил: “Ему (тому, кто спросил) необходимо ответить: “Был Аллах, и не было места, пока Он не создал творения, и был Аллах, и не было «Где» и не было творений, и не было ничего, а Он – Творец каждой вещи”».
Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да помилует его Аллах): «Наш разум не способен постичь тайн, связанных с сущностью Аллаха. Нельзя относительно какого-либо повеления Аллаха спрашивать: «Почему? Как?» Кроме того, запрещено спрашивать о Его сущности: «Где Он?» Также великий ученый, автор книги «Акыда ат-Тахавия», Абу Джафар ат-Тахави (да помилует его Аллах) писал: «Всевышний Аллах пречист от ограничений, опор, частей тела и инструментов. Ему не свойственны шесть сторон».
Имам ат-Табари (да помилует его Аллах) тоже комментировал подобные неоднозначные тексты и даже отвечал на доводы тех, кто придает Аллаху образ и место. В своем тафсире он написал: «Всевышний Аллах возвысился возвышением Царя и Властелина (то есть, Своим величием), а не возвышением перемещения» (1 том, 192).
Таким образом, мы видим, что великие ученые, комментируя неоднозначные тексты Корана и Сунны, не опирались на буквальное понимание. Их главным правилом было отдаление от Всевышнего Аллаха всего, что не подобает Его величию.
Islam-Today