8 адабов проявления щедрости

Наше общество разнообразно и многогранно: кто-то силен и самодостаточен, а кто-то нет, кто-то живет в достатке, а кому-то приходится работать в поте лица ради куска хлеба, кто-то постигает различные науки, будь то религиозные или светские, и становится специалистом в той или иной области, а кто-то не обладает даже элементарными знаниями.

Тем не менее, человек не может жить вне социума, так или иначе, ему приходится вступать во взаимоотношения с окружающими его людьми, то и дело обращаясь к кому-то с просьбой.

Потому взаимопомощь является обязательной составляющей нашей религии.

Такие черты, как щедрость и поддержка, особо восхваляются в Коране и сунне Пророка Аллаха ﷺ. Хасан бин ‘Али говорил:

«Истинное великодушие заключается в заблаговременном совершении разрешенных Шариатом действий, не дожидаясь, когда об этом попросят; а также в приеме гостей в удобное для этого время; проявлении милосердия к просящим; щедрости дающего».

Имам аш-Шафи‘и говорил: «Три деяния самые благие: провление щедрости в состоянии бедности, сохранение богобоязненности в одиночестве и умении говорить правду тому, кого все страшатся».

Важно знать: Щедрость в исламе: основа, виды, воздаяние

Адабы проявления щедрости вкратце можно описать следующим образом:

1. Оказание помощи в первую очередь должно быть ради Всевышнего Аллаха и на Его пути. Только в таком случае совершивший благое дело может расчитывать на награду от Аллаха.

Всевышний Аллах так описывает верующих в Коране:

«Те [богобоязненные], которые верят в тайное [во все, что относится к основам веры и не ощущается органами чувств, не познается разумом, а узнается лишь от пророков], выстаивают [полноценно обязательный] намаз и расходуют [на пути Аллаха, выплачивая закят и фитр] из того, что Мы дали им в удел». «Аль-Бакара / Корова», 2:3

2. Щедрость должна исходить из представлений, что «все имущество принадлежит Аллаху», то есть Аллах – Дарующий, а щедрым является лишь тот, кто стал причиной этому.

Поэтому не следует мусульманину говорить такие слова как: «Если бы не я, ты остался бы голодным и нагим».

3. Необходимо расходовать из хорошего и качественного, а не плохого и ненужного. Важно понимать, что садака, которое ты расходуешь, должно быть таким, которое ты бы сам принял для себя.

В Коране говорится:

«О верующие! Расходуйте из добытых вами благ и из того, что Мы взрастили для вас из земли! Не пытайтесь расходовать [на благие цели] дурное, чего бы вы сами не взяли, разве что с закрытыми глазами. И знайте, что Аллах – Тот, Кто ни в ком и ни в чем не нуждается, Хвалимый». «Аль-Бакара / Корова», 2:267

4. Щедрость – это получение удовольствия от дарованной тобой любимой вещи. Поэтому расходовать имущество, которое тебе не нужно, считается лишь избеганием расточительства, а не щедростью.

Аллаху Субханаху ва Та‘аля говорит в Коране:

«Вы ни в коем случае не обретете благочестия [и довольства Аллаха], пока не будете расходовать [на пути Аллаха] из того [имущества], что вы любите, и сколько бы вы ни расходовали, Аллах знает об этом [и сполна воздаст вам]». «Алю Имран / Род Имрана», 3:92

Это интересно: Можно ли давать милостыню немусульманам?

5. Искреннее пожертвование. Садака, выделяемое в состоянии печали и тревоги, не будет являться щедростью.

6. Привлечение внимания людей и показуха (рия) в пожертвовании также не является благим поступком. Данное явление отдаляет от Аллаха. Пожертвование ради людей приводит к показухе.

Аллах Субханаху ва Та‘аля говорит в Коране:

«О верующие! Не уничтожайте свою милостыню попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество напоказ людям, не веря при этом в Аллаха и в Судный день». «Аль-Бакара / Корова», 2:264

7. В некоторых случаях разрешается давать садака открыто, но все же лучше это делать скрытно.

Всевышний Аллах говорит:

«Если вы даете милостыню открыто, это хорошо. Но если вы скроете [ее] и отдадите бедным, так будет лучше для вас. И Аллах простит вам часть грехов. Аллах знает обо всем, что вы делаете». «Аль-Бакара / Корова», 2:271

8. Выплачивание закята, пожертвование, забота о бедных, неимущих и нуждающихся людях является обязательным для каждого состоятельного мусульманина.

При соблюдении этих условий наше общество будет жить как одна большая семья, помогающая друг другу. И таким образом будет достигнуто довольство Аллаха.

Великодушие и щедрость пророка Мусы (а.с.)
«Всевышний Аллах отправил нас к тебе для того, чтобы мы стали свидетелями твоего великодушия и щедрости. Теперь мы убедились: каким же прекрасным великодушием ты обладаешь».
19.04.2022
2284

Гульназ Ситдикова

Социальные комментарии Cackle