Факих (р.г.) сказал: «Злословие бывает четырех видов: первое злословие приводит к неверию, второе злословие приводит к лицемерию, третье злословие приводит к греху, четвертое злословие является разрешенным, за него будет награда».
Первое злословие - это злословие мусульманина. Этому мусульманину будет сказано: «Не злословь». Он скажет: «Это вовсе не злословие, об этом я говорю только правду». Поистине, он сделал запрещенное разрешенным, а тот, кто делает запрещенное разрешенным становится неверующим. Да спасет нас от этого Всевышний Аллах.
Второе злословие - это злословие одного человека о другом. Он не называет имени того человека, о котором злословит, и за счет умаления достоинства другого желает показать себя знающим в совершенстве. И это является лицемерием.
Третье злословие - это злословие о человеке, чьё имя называют, зная, что это грех. В таком случае нужно принести покаяние.
Злословить о том человеке, который совершает явные злодеяния или же вводит новшества, является вознаграждаемым делом, потому что если люди будут знать о его дурных поступках, то они будут отстраняться от него».
Факих (р.г.) сказал: «Мой отец рассказывал: «Поистине, некоторые пророки, которые не были посланниками, видели сны, а некоторые слышали только голоса. Один пророк был из числа тех, кто видел сны. Однажды ночью он увидел сон, в котором ему было сказано: «Когда застанешь рассвет, то съешь то, что первым увидишь перед собой. Вторую вещь спрячь, третью - прими, четвертую - не оставь без надежды, а от пятой - беги». Когда наступил рассвет, то первым, что увидел перед собой пророк, была гора. Удивившись, он сказал: «Всевышний Аллах приказал мне съесть её, но как же я смогу сделать это?»
После этого он поразмыслил и сказал: «Воистину, мой Господь не повелит мне совершить то, что не в моих силах», - а затем направился к горе. Когда он приблизился к ней, то она уменьшилась и стала куском пищи, которая была слаще меда. Пророк съел её и воздал хвалу Аллаху. Затем он двинулся дальше и встретил золотой таз. Пророк сказал: «Вторую вещь мне было приказано спрятать». Он выкопал яму и закопал там этот таз.
Затем он двинулся дальше, но когда он посмотрел назад, то увидел, что таз лежит на поверхности земли. Он вернулся к тазу, снова выкопал яму и закопал его там. Затем пошел дальше, но когда он посмотрел назад, то увидел то же, что и в первый раз. Так повторялось два или три раза. После этого он сказал: «Поистине, я выполнил приказ», - и двинулся дальше.
На пути ему встретилась птица, за которой летел ястреб. Птица сказала: «О, пророк Аллаха, помоги мне». Пророк взял эту птицу и спрятал её под свой рукав. Ястреб прилетел к пророку и сказал: «О, пророк Аллаха, поистине, я голоден, я на охоте уже с рассвета. Я желал поймать эту птицу, но ты оставил меня безнадежды». Пророк сказал про себя: «Поистине, мне было приказано принять третью вещь, а четвертую не оставить без надежды. Что же мне сделать для этого ястреба?» Пророк взял нож и отрезал кусок мяса от своей ноги. Затем отдал его ястребу и двинулся дальше.
Пророк увидел пятую вещь. Это был труп, от которого исходил вонючий запах. Пророк, как было приказано Аллахом, убежал от него. Когда наступил вечер, то он сказал: «О, мой Господь, я выполнил всё, что Ты повелел мне, а теперь раскрой мне тайну этих дел». Этот пророк ночью увидел сон, в котором было сказано:
«Первое, что ты съел - это был гнев. Сначала гнев будет подобен горе, если человек проявит терпение, то гнев превратится в пищу, которая будет слаще меда. Второе, если человек совершит благое дело и пожелает скрыть его, то оно всё равно будет явным. Третье, если человек доверяет тебе аманат, будь верен ему, не изменяй. Четвертое - если человек попросит у тебя что-нибудь, то отдай ему это, даже если сам будешь нуждаться в этой вещи. Пятое - это злословие. Избегай тех, кто злословит».
Из книги "Танбихуль гафилин"