Практически у каждого живого существа есть свой дом. Люди также строят себе дома, обустраивают их и заполняют различными необходимыми для жизни предметами. Пророк (с.а.с.) назвал дом одним из четырех составляющих счастья и благополучия в этом мире: «Счастлив тот, кто имеет четыре вещи: просторный дом, верховое животное, хорошую супругу и доброго соседа».
Всевышний Аллах любит, чтобы люди обживались материальными ценностями и правильно использовали Его дары. В одном хадисе также говорится, что Аллах – Красивый, и что Он любит красоту. Поэтому красиво одеваться, иметь хороший транспорт и обзаводиться качественными, хорошими вещами является одобряемым в исламе.
Аллах разрешил людям копить имущество и приобретать угодные его душе вещи, однако это разрешение ограничено некоторыми запретами, о которых должен знать каждый богобоязненный мусульманин.
Сподвижник Хузейфа (да будет доволен им Аллах) рассказал хадис, в котором посланник Аллаха (с.а.с.) изрек: «Не носите одежды из дибаджа и шелка. Не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте с золотой и серебряной посуды, потому что все это предназначено для неверующих в этом мире, а для нас – в мире ином» (аль-Бухари и Муслим).
Таким образом, мусульмане должны исключить из домашней утвари серебряную и золотую посуду, а также шелковые изделия. Исключением являются женские золотые украшения и шелковая женская одежда, ведь женщинам ислам дозволяет носить шелк и золото. Мужчинам же разрешены некоторые серебряные украшения.
Статуэтки, даже если они не символизируют идолов, в доме держать запрещено. Доводом этому является хадис, в котором Пророк (с.а.с.) сказал: «Ангелы милости не входят в дом, в котором есть собака, изображения (одушевленных предметов) или статуи» (аль-Бухари и Муслим).
Исключением являются статуэтки и фигурки, которые используются в качестве детских игрушек.
Религия не сковывает человека и не запрещает ему заниматься живописью или скульптурным делом. Однако ислам налагает на это определенные ограничения, которых должны придерживаться люди. К этим ограничениям относится запрет на создание изображений живых существ: «Того, кто нарисует какое-либо изображение, Аллах будет наказывать до тех пор, пока он не оживит его, а он этого никогда не сможет сделать» (аль-Бухари).
Что касается домашних предметов, то мусульманам запрещено вешать на стены или другие части дома или мебели изображения живых существ. Если изображения присутствуют на одежде, подушках, одеялах и других подобных предметах, то в этом нет ничего страшного. Это подтверждает высказывание знаменитого ханафитского ученого, имама ат-Тахави (да помилует его Аллах): «Изучив хадисы об изображениях с живыми существами, можно прийти к выводу, что одежда с изображениями или другие подобные предметы не подпадают под запрет. Запрет относится к картинам и рисункам, подобным изображениям христиан в церквях, а также к кускам ткани с рисунками (шторы, занавески), что люди вешают куда-нибудь» («Шарх ма'ани аль-асар»).
Мусульманам запрещено держать дома собак. Однако разрешено их держать во дворе для защиты или охоты. Ученые называют разные причины подобного запрета. Известно, что слюна собаки является наджасой (нечистой), а содержание дома собаки приводит к тому, что одежда, мебель и прочее постоянно загрязняется. К тому же Пророк в хадисе, приведенном выше, сообщил, что ангелы милости не входят в дом, в котором есть собака.
Из книги «Гюнлюк хаятымызда халяллар ва харамнар», Хайретдин Караман