Арабское слово «таваккуль» - которое обычно переводят как «упование на Всевышнего», буквально означает вверять свои дела в чьи-то руки. Оно происходит от слова «вакиль» - посредник, человек, которому мы передаем ведение наших дел.
К примеру, когда человек хочет распорядиться своим имуществом, он обращается к компетентным юристам, которые знают все формальности составления завещания. Когда кому-то из нас приходится обращаться в суд, мы также ищем хороших юристов, адвокатов, которые могут быть посредниками в этом деле. Когда мы хотим продать или купить жилье, мы можем обратиться к специалистам по работе с недвижимостью – риелторам, которые подберут нам подходящие варианты. То есть, во всех этих случаях мы обращаемся к специалистам, которые лучше нас разбираются в этом вопросе, и доверяем им заниматься нашими делами.
Когда речь идет о всей нашей жизни в целом, также будет логично передать управление ею в руки Того, Кто нас создал, Кто обладает совершенным знанием и могуществом, поэтому гораздо лучше знает, что как нам правильно поступать и как распорядиться своей жизнью. Такое поведение верующего и называется словом таваккуль, когда мы избираем нашего Творца своим вакилем, посредником, полностью доверяясь Его защите и покровительству.
Среди множества имен Всевышнего есть и такое имя – аль-Вакиль, Покровитель или Распорядитель дел. В Коране оно упоминается четырнадцать раз:
«…и они (верующие) сказали: «Достаточно нам Аллаха, Он – прекрасный Покровитель!»» (Сура «аль Имран», аят 173).
«Отвернись же (о, Посланник) от них (от безбожников) и положись на Аллаха! И достаточен Аллах как Покровитель» (Сура «ан-Наса», аят 81).
«Вот таков Он вам Аллах, Господь ваш, нет бога, кроме Него, – Создателя каждой вещи. Поклоняйтесь же (только) Ему! И (ведь) Он – Покровитель всего сущего!» (Сура «Скот», аят 102).
«Ведь Он – Господь востока и запада; нет бога [никто не может быть богом], кроме Него; прими же Его своим Покровителем» (Сура «аль-Муззаммиль», аят 9).
Более того, человек верующий не должен полагаться на кого-то или что-то, помимо Всевышнего:
«И дали Мы (пророку) Мусе Писание [Тору] и сделали его руководством для потомков Исраиля [пророка Якуба] (и в котором говорится): «Не берите (себе) кроме Меня (никакого) покровителя» (Сура «аль-Исра», аят 2).
Однако, здесь нужно отметить, что иногда люди, называющие себя религиозными и верующими, очень неправильно понимают это понятие таваккуля. Иными словами, таваккуль тоже может быть правильный и неправильный.
Итак, как же отличить правильное упование на Всевышнего от неправильного?
1.Не путайте таваккуль с ленью и бездействием.
Где грань между упованием на Аллаха и ленью и бездельем? > >
К сожалению, некоторые верующие люди считают, что раз они поверили в Бога, доверили Ему свою жизнь, им теперь не нужно предпринимать ровно никаких усилий для получения средств к существованию – их пропитание будет приходить к ним само, чуть ли не падать с неба.
Согласно такому мнению, лечиться в случае болезни также совершенно излишне: врачи и лекарства нужны только неверующим людям, которые не умеют правильно полагаться на помощь свыше. Правильный спутник жизни также найдется сам собой, не нужно тратить силы и время для его поиска, встречаться с возможными женихами или невестами, наводить справки об их характере, финансовых возможностях и иных качествах.
Полагаться на Всевышнего в вопросах пропитания, лечения, образования, создания семьи и других вопросах вовсе не значит сидеть сложа руки и бездельничать. Господь устроил этот мир с помощью причин и средств, если мы хотим достичь какой-то цели, мы должны использовать правильные средства для ее достижения.
Если нам нужно образование, необходимы школы, институты, учителя и учебники; если нам нужно питаться, одеваться и обеспечивать себе иные физические потребности, необходимо искать работу и добросовестно выполнять свои рабочие обязанности; когда мы болеем, необходимо обращаться к врачам и пить лекарства.
Упование на Бога в данном случае означает умение принять любое следствие, которое произойдет из наших усилий, приятное или неприятное, веря, что все это результат Его мудрости и заботы о нас.
В Коране говорится о правильном порядке действий в этом случае:
«Поэтому ищите пропитания у Аллаха и поклоняйтесь Ему (одному)» (Сура «аль-Анкабут», аят 17).
Необходимо поклоняться Всевышнему, просить Его о помощи во всех делах, но это не отменяет необходимости собственных усилий по поиску пропитания. Все это очень ярко описано в известном хадисе, где некий бедуин самоуверенно заявил, что раз он уповает на Аллаха, тем более что он приехал совершить молитву в мечети ему не нужно привязывать своего верблюда, Господь о нем сам позаботится. Пророк Всевышнего (мир ему) объяснил ему, что уповать на Аллаха можно только после того, как привяжешь верблюда, а не вместо этого.
2. Не становитесь самоуверенным.
Обратная крайность в вопросе таваккуля – это, наоборот, недостаток упования на Бога, слишком сильная уверенность в своих силах, умениях, способностях.
«Я много знаю, у меня хорошее образование, большой опыт, значит, я обязательно должен найти хорошую работу». «Я хорош собой, у меня хорошее финансовое положение – это означает, что любая девушка будет рада стать моей женой». «Я такая хорошая жена, что мой муж никогда меня не бросит и мне не изменит». «Я хорошо зарабатываю, скопил большое имущество, это означает, что я застрахован от любых бед и несчастий».
Самоуверенность – это достоинство или грех c точки зрения Ислама? > >
Все, что мы имеем, наше здоровье, силы, ум, способности, имущество, семейное положение – это дает нам Бог. И Он же может устроить так, что мы можем лишиться каких-то благ, особенно, если мы забываем о благодарности Тому, Кто нам их посылает.
Жизнь сложна и полна неожиданностей: болезни, финансовые кризисы, семейные неурядицы, смерть близких - могут полностью опрокинуть любые, самые надежные планы и расчеты.
3. Принимайте любые решения Всевышнего относительно вашей жизни.
Неотъемлемая часть таваккуля – это умение принимать любой исход дел, который Он нам посылает. Неудачный поиск работы, кризис и сокращение рабочих мест, трудности в семейной жизни, болезни и потери имущества или близких людей – это также неизбежная часть жизни.
Почему Всевышний иногда лишает нас благ, и как научиться это принимать? > >
В этом случае следует проявлять терпение, прося Творца о помощи и поддержке, веря, что Он мудр и добр, и ничего не делает в нашей жизни просто так, по произволу. Часть неприятности и несчастья – это Его желание чему-то нас научить, что-то исправить в нашей жизни. Нужно только уметь правильно понимать Его уроки.
4. Не пренебрегайте мерами предосторожности.
В Коране нам рассказывается история двух пророков, Якуба (мир ему) и его сына Юсуфа (мир ему). Когда сыновья Якуба отправились в Египет, чтобы купить там пищи, отец велел им войти в город через разные ворота, чтобы избежать возможного сглаза и не подвергнуться подозрениям, поскольку юноши были хороши собой.
Несмотря на то, что пророк полностью полагался на Всевышнего, он не пренебрегал мерами предосторожности. Иными словами, в вопросах таваккуля следует избегать каждой из двух крайностей: отказываться от доверия Богу, полагаясь только на свои силы, либо наоборот, отказываться от практических усилий, полагаясь только на Бога. И то, и другое будет ошибкой.
Ключ к вопросу содержится в золотой середине. Сделать все, что от нас зависит, а потом доверить исход наших дел Всевышнему, принимая любое Его решение. Одним из главных преимуществ таваккуля является то, что он может избавить нас от ненужных волнений, беспокойства и возникающей в результате этого депрессии от ежедневных проблем. Разумный человек, понимающий суть таваккуля, не откажется от использования своих усилий, но и не станет чрезмерно радоваться успеху или впадать в депрессию из-за неудачи.
Анна Кобулова