«И вот Мы сделали (этот) Дом (Каабу) безопасным местом, куда возвращаются люди. (Мы велели:) Сделайте же макам Ибрагима местом для намаза. Мы велели Ибрагиму и Исмаилю очистить Мой Дом (Каабу от идолов и мерзостей) для совершающих таваф, находящихся (возле нее в иʼтикяфе), совершающих поясной (рукуʼ) и земной (суджуд) поклоны».
Хотя по поводу того, где находится макам Ибрагима, существуют различные риваяты, однако все они сходятся в том, что это место находится в Хиджре рядом с Каабой. И лишь Табери привел риваят от Ша`би в котором сообщается, что аят «Сегодня Я довел до совершенства вашу религию...» (сура «аль-Маида», аят 3) был ниспослан на Арафате на макаме (Ибрагима.Табери, Джамиуль-Байан, 1/422). Однако в том, что касается передачи данного риваята, Ша`би оказался в одиночестве.
В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) взял за руку Умара (радыйаллаху анху) и сказал: «Вот здесь находится макам Ибрагима». Умар (радыйаллаху анху) спросил: «Не сделать ли нам это место, местом совершения намаза?» Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Это не было мне приказано». И еще до того, как зашло солнце, был ниспослан аят «И вот Мы сделали (этот) Дом (Каабу) безопасным местом, куда возвращаются люди. (Мы велели:) Сделайте же макам Ибрагима местом для намаза» (Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, Мадарикут-Танзиль ва Хакаикут-Тавиль, 1/124).
Тирмизи приводит риваят от Умара ибн Хаттаба в котором сообщается, что Умар сказал: «Я сказал посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям): «О, посланник Аллаха! А что, если нам совершить намаз позади макама Ибрагима» и тут же был ниспослан аят «И вот Мы сделали (этот) Дом (Каабу) безопасным местом, куда возвращаются люди. (Мы велели:) Сделайте же макам Ибрагима местом для намаза».
«О, посланник Аллаха! Не сделать ли тебе макам Ибрагима местом совершения намаза». И сразу же был ниспослан аят: «И вот Мы сделали (этот) Дом (Каабу) безопасным местом, куда возвращаются люди. (Мы велели:) Сделайте же макам Ибрагима местом для намаза». (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 2/6-7, хадис № 2959, 2960).
В Муснаде Абу Давуда ат-Тайалиси этот риваят приводится в более детальном и подробном виде. А именно: Умар (радыйаллаху анху) говорил: «В четырех случаях мое желание совпало с желанием Аллаха Всевышнего:
Я сказал: «О, посланник Аллаха! Не сделать ли тебе макам Ибрагима местом совершения намаза». И сразу же был ниспослан аят: «И вот Мы сделали (этот) Дом (Каабу) безопасным местом, куда возвращаются люди. (Мы велели:) Сделайте же макам Ибрагима местом для намаза».
Я сказал: «О, посланник Аллаха! Прикажи женщинам укрываться, так как рядом с ними проходят как хорошие люди, так и грешники». И тогда был ниспослан аят «Если вы просите у них (жен пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу» (сура «Аль-Ахзаб», аят 53).
«Когда был ниспослан аят «Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» («Аль-Муминун», аят 12) , я сказал: «Благословен Аллах, лучший из творцов», и тогда был ниспослан аят «Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» («Аль-Муминун», аят 14).
«Однажды я пришел к женам пророка (салаллаху алейхи ва саллям) и сказал им: «Либо вы прекратите требовать от посланника Аллаха мирских благ, либо Аллах заменит вас лучшими женами». И тогда был ниспослан аят «Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами»(сура «ат-Тахрим», аят 5) (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 2/77; Бухари, Салят, 32).
Из книги «Асбабун Нузуль»