Передано от 'Аты бин Ясира, что Пророк (мир ему) сказал: «Если человек заболеет, то Аллах Всевышний пошлет ему два ангела и скажет: «Смотрите, что он скажет тем, кто навестит его».
Если к больному придут люди, и он восхвалит Аллаха, то ангелы это восхваление (хамд) поднимут к Аллаху Та’аля. Однако Аллах Всевышний и без этого знает его восхваление.
Аллах Всевышний скажет: «Скажите моему рабу: «Если Я заберу его душу, то впущу его в рай. Если Я исцелю его, то заменю его прежнюю плоть лучшей плотью, его прежнюю кровь лучшей кровью. Его болезнь будет каффаратом (искуплением) его злодеяний».
Передано от Са'ида бин Вахаба, он сказал: «Я вместе с Салманом Фарси зашёл к его другу. Салман сказал своему другу: «Если Аллах Та'аля пошлет своему рабу болезнь, а затем оздоровит его, то эта болезнь будет искуплением его прошлых грехов и будет ему пропитание. Если Аллах пошлет болезнь Своему порочному Рабу, а затем оздоровит его, то он будет как верблюд, которого привязал хозяин. Через некоторое время он развязывает повод и отпускает его, этот верблюд не знает, зачем его привязали, и не знает, зачем отпустили».
Ибн Мас'уд сказал: «Однажды я пришёл к Пророку (мир ему), а он сильно болел, я сказал: «Ты болеешь сильной болезнью». Он (мир ему) сказал: «Да, я болею такой болезнью, которой болеют двое из вас». Я сказал: «Тебе будет две награды». Он (мир ему) сказал: «Да, клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, какой-бы мусульманин ни болел в этом мире, Аллах сбрасывает с него грехи, как дерево сбрасывает с себя листья».
Передано от Салмана Фарси, что Пророк (мир ему) сказал: «Когда к верующему приходит лихорадка, то рух говорит: «Эй, лихорадка, что ты хочешь от этого верующего?». Лихорадка отвечает ему: «О чистый рух, раньше твой нафс был чистым, но грехи испачкали его, я очищу его». Услышав эти слова, рух три раза скажет: «Если так, иди и очисти».
Один из мухаджиров сказал: «До меня дошло, что у болезни есть четыре особенности: перо перестанет писать грехи больного; больному будут записаны благие дела, подобные тем делам, которые он совершал, когда был здоровым; болезнь изгонит его ошибки; если умрет, то умрет прощенным. А если вылечится, то будет жить очистившимся от грехов».
Передано от Му'аза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах). Он сказал: «Если Всевышний Аллах пошлет Своему рабу болезнь, то ангел левой стороны скажет: «Подними от него перо». Ангел правой стороны скажет: «Запиши ему деяние лучшее, чем то, которое он совершал, будучи здоровым, ибо он верный».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что однажды к Посланнику Аллаха (мир ему) пришла лихорадка в образе черной женщины. Посланник Аллаха (мир ему) спросил её: «Кто ты?». Она ответила: «Я Умма Мульдам». Пророк (мир ему) сказал: «Что ты делаешь?». Она сказала: «Я ем мясо и пью кровь».
Посланник Аллаха узнал, что она является лихорадкой. Она сказала: «О, Посланник Аллаха, пошли меня к твоему самому любимому человеку». Абу Хурайра сказал: «Он (мир ему) послал её к ансарам. После того как лихорадка охватила их на семь дней, они послали к Посланнику Аллаха (мир ему) своего посла. Посланник Аллаха (мир ему) обратился к Аллаху с мольбой за них. Всевышний Аллах забрал у них эту болезнь. Когда Посланник Аллаха (мир ему) видел ансаров, он говорил: «Какая радость тем, кто очистился по-настоящему!».
Передано от Ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Не принуждайте больных есть и пить, потому что Аллах их кормит и поит».
Пророк (мир ему) сказал: «Стон больного - тасбих, его крик - тахлиль, его дыхание - садака, сон - поклонение, поворачивание с одного места на другое место - борьба на пути Аллаха. Ему запишется деяние лучшее, чем то, которое он совершал, будучи здоровым».
Пророк (мир ему) сказал: «Четыре человека начинают свои деяния заново (так как все их прошлые грехи прощены): больной после выздоровления, многобожник после принятия Ислама, вернувшийся с пятничной молитвы с искренней верой в награды за эту молитву и совершивший хадж на заработанные дозволенным путем деньги».
Пророк (мир ему) сказал: «Три вещи из сокровищницы благ: утаивание болезни, утаивание садаки и бедствия».
Передано, что однажды Пророк (мир ему) пришел к Салману Фарси, который был болен. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «В этой твоей болезни есть три особенности. Первая - подарок от твоего Господа. Вторая - каффарат за прошлые грехи. Третья - поистине, мольба больного принимается Аллахом. Раз так, то обращайся к Аллаху с мольбой столько, насколько у тебя хватит сил».
Передано от Ибн Мас'уда. Он сказал: «Больному не записывается награда, потому что награда только в деянии. Однако его болезнь является для него искуплением грехов».
Факих сказал: «По причине болезни больному не будет записываться награда, однако, если он праведник, то ему запишется деяние подобное деянию, которое он совершал. Больной слаб, чтобы совершать деяния. Всевышний Аллах знает, что когда этот человек вылечится, то продолжит совершать благодеяния. Ему за¬пишутся награды за эти деяния. Если этот человек по¬кается за свои грехи, то болезнь будет искуплением его грехов. Если же не покается и его намерением будет возвращение к плохим деяниям, то болезнь не будет для него искуплением грехов».
Передано от Хасана Басри, что Пророк (мир ему) сказал: «Лихорадка - это доля каждого верующего из огня ада».
Передано от Са'ида Худри (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Ваш Господь сказал: «Клянусь Своим Величием и Могуществом, Я не выведу человека из этой жизни, когда Я желаю быть милостивым к нему, пока не очищу его от всех грехов, которые он совершил, либо посредством болезни в его теле, либо затруднениями в его жизни. Если у него останутся какие-то грехи, то Я сделаю для него трудную смерть, так что он придет ко Мне очистившимся от грехов, как новорожденный. Я не выведу человека из этой жизни, когда Я желаю его наказать, пока не наделю его сполна за все хорошие дела, либо посредством здоровья в его теле, либо за счет богатого пропитания. Если у него что-то останется из его благих дел (хасанат), то Я облегчу ему смерть, так что он придет ко Мне без всяких хасанатов».
'Асим передал от Абу 'Алия. Он сказал: «Мы свыше пятидесяти лет рассказываем хадисы, если одного человека постигнет одна болезнь, то он выйдет из грехов, как в тот день, когда родила его мать». Всевышний Аллах сказал: «До того, как Я заберу его душу, запишите ему благодеяния, которые он совершал, когда был здоровым».
Пророк (мир ему) сказал: «Кто навестит больного, тот окунется в море милости Аллаха. А если он будет сидеть возле больного, то он потонет в этой милости».
Передано от Ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Кто навестит больного, тот будет подобен постящемуся в течение одного дня на пути Аллаха. Этот день равен семистам обычным дням. Кто будет идти за покойником, тот будет подобен тому, кто постился один день, который равен семистам обычным дням».
Сообщается, что однажды к Умме Дарде (да будет доволен ею Аллах) пришел некий человек. Он пожаловался Умме Дарде (да будет доволен ею Аллах) на почернение своего сердца. Умма Дарда сказала ему:
«Беспросветность сердца - это одна из самых больших болезней. Тебе следует навестить больного, проводить человека в последний путь и выйти к могилам». После того как этот человек сделал все, что ему было сказано, он почувствовал в себе радость. Вершувшись к Умме Дарде, он сказал: «Пусть Всевышний Аллах одарит тебя великой наградой».
Из книги "Танбихуль гафилин"