Досточтимая Аиша (р.г.) передала такой риваят:
- Расулюллах (с.г.в.) соизволил сказать: «Кто относится с любовью к предстоящей встрече с Всевышним, того любит Аллах. А кто плохо относится к смерти, Аллах тоже плохо относится к встрече с ним.
Аиша (р.г.) сказала:
- О, Посланник Аллаха! Каждый плохо относится к смерти.
- Не говори так! Когда приближается смерть му'мина, он получает радостную весть о милости и благословении Аллаха. А когда приближается смерть неверующего, ангелы сообщают ему о наказании Аллаха. По этой причине, для верующего не может быть ничего любимей смерти. Ведь если он хочет встретиться с Всевышним, то Аллах тоже хочет встретиться с ним. Для неверующего нет ничего непонятнее, чем хорошее отношение к встрече с Аллахом.
Расулюллах (с.г.в.) говорил:
- Смертные муки более тяжкие, чем триста ударов мечом.
Ибн Масуд (р.г.) передал такой риваят:
- Я спросил у Расулюллаха (с.г.в.): «Кто первым является к тому, кого положили в могилу?» Посланник (с.г.в.) ответил так:
- Сначала придет ангел по имени Думан и скажет:
- О, раб Аллаха! Запиши свои деяния! Сейчас явятся ангелы, которые будут тебя допрашивать.
Человек, лежащий в могиле, спросит:
- Как же мне писать, если у меня нет пера и бумаги?
Ангел по имени Думан ответит:
- Пусть вместо бумаги будет твой саван, слюна - вместо чернил, а палец станет пером.
Тот усопший напишет на саване. Затем явятся Мункар и Накир, светлыми подобно солнцу, - к му'минам, и в черном обличье - к неверующим.
Их голоса подобны грому, а дыхание - как сильный и резкий ветер. Когда они явятся в могилу, душа усопшего войдет в собственное тело через рот и нос. От страха перед этими черными ангелами, тот умерший оживет выше пояса и будет находиться в трепетном состоянии.
После этого Мункар и Накир (а.с.) спросят: "Ман Раббука ва ма динука ваман Набийюка?" (Кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой Пророк?)
Если милостью Всевышнего его ответы будут правильными, тогда над ним соорудят большой купол и откроют две двери в сторону Рая. Для него постелют шелковые перины, доставят из Рая благовония с запахом мускуса и базилика. Его деяния придут к нему в облике красивого юноши и станут ему спутником. Его могила наполнится светом. После этого заберут душу этого человека и доставят в райскую обитель.
Если же человек был мунафиком или неверующим, то он не сможет ответить правильно. И тогда земля так сильно сожмет его, что кости вонзятся друг в друга. Его будут мучить все время, пока он не окажется в Аду.
Расулюллах (с.г.в.) соизволил сказать:
- У Всевышнего имеются сто милостей. Одна из этих ста милостей роздана животным, джиннам и людям. Девяноста девятью милостями Аллах в Судный день проявит милосердие к верующим.
Имам Газали (рахимахуллах) говорил:
- Ученые ислама сказали, что для неверующих и грешных му'минов есть мучения в могиле. Однако мы не можем знать, как именно это будет происходить. Если же будет задан вопрос: «Станут ли допрашивать в могиле маленьких детей?» - то мы скажем, что Всевышний внушит им ответы на все вопросы Мункара и Накира (а.с.).
Однажды у Имама А'зама Абу Ханифы (р.г.) спросили о мучениях в могиле (азаб аль-кабир). Он ответил так:
- Мучения в могиле - Истина. Они есть, и это не подлежит сомнению.
- А какие доводы? - спросили у него.
Он ответил:
- Аллах Всевышний сказал: «Поистине, для беззаконников есть еще одно мучение, кроме этого».
Посланник (с.г.в.) говорил:
- Мучения в могиле бывают из-за трех вещей. Этим мучениям подвергаются за распространение сплетен, за возведение напраслины на других, и из-за того, что человек не прикрывался от собственной мочи.
Ученые ислама говорили по этому поводу: «Если кто-то пойдет против Аллаха, и Всевышний не помилует его, он будет наказан до наступления пятничного дня. После этого его мучения продолжатся до Судного дня, постепенно стихая, ослабевая. В Судный день Всевышний еще раз накажет его, если пожелает, или не станет наказывать, а помилует, если пожелает».
Из книги "Анваруль-ашикын"