Бизнесмен-мусульманин должен придерживаться определенных принципов своей религии. Только такой подход к предпринимательству является правильным и приводит к баракату в делах. Мы раскроем главные принципы предпринимательской деятельности в исламе, о которых должен знать каждый бизнесмен-мусульманин.
Искренние намерения
Деяния в исламе оцениваются по намерениям. Первостепенным для предпринимателя-мусульманина является довольство Всевышнего Аллаха. Он должен заниматься своим делом, не переступая границы дозволенного, помня об Аллахе и имея благие намерения, такие, как обеспечение своей семьи, оказание помощи другим. Для этого он применяет свои способности наилучшим образом, совершенствует их и стремится в этой области успеху – это расценивается как поклонение. Правильное намерение наделяет дела баракатом, становится отправной точкой успешного бизнеса.
"Раньше богатство было нежелательным, сейчас же это является щитом верующего"
Предоставление халяльных услуг и товаров
Глупо надеяться на баракат в своем бизнесе, если предприниматель переступает границы дозволенного в своих делах, предоставляя запретные услуги и товары, например, продавая алкоголь, свинину, выдавая кредиты и т.д. Так он способствует распространению греха, даже если сам его не употребляет и не пользуется этими услугами. Верующий должен знать, что является запретным и избегать этого в бизнесе, даже если это может принести высокий доход, перед Всевышним такое дело является недостойным.
Когда дозволенная рассрочка превращается в запретное ростовщичество?
Выплачивать закят
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, Аллах обязал вас выплачивать закят, чтобы сделать хорошими ваши богатства» (Абу Дауд).
К сожалению, часто успех в делах, высокий заработок делает человека жадным и беспечным, он пренебрегает своей обязанностью выплачивать закят. Закят является одним из пяти столпов ислама, и каждый, располагающий определенной суммой денег, должен отдавать некоторую ее часть в пользу бедных и нуждающихся. Эта сумма может казаться человеку большой, но награда, которую он за нее получит, – намного ценнее. Оставляя закят при себе, не отдавая его тем, кому он полагается, человек забывает об предписании Всевышнего, совершает грех и лишает свой бизнес бараката.
Садака
Несмотря на то, что садака не является обязательной, это – прекрасный способ выразить свою благодарность Всевышнему Аллаху и наделить свои дела божьим благословением. Давая милостыню, верующий осознает, что все его богатства – не его заслуга и не принадлежат ему, а дарованы ему только Аллахом. Жестом милосердия и оказания помощи другому он проявляет покорность перед Всевышним Аллахом и может надеяться на Его помощь в своих делах. Предприниматель располагает множеством возможностей для милостыни: Садака можно отдать товаром, услугами, оказанием помощи, деньгами, предоставлением помещения, своими знаниями и т.д.
Честность
Честность – важнейшее качество верующего, занимающегося любым делом, занимающего любую должность. В бизнесе честность не всегда может быть выгодной с точки зрения финансов, но прозрачность и репутация для мусульманина должны быть на первом месте.
В хадисе сказано: «Избегайте излишней клятвы при торговле! Даже если и будете в прибыли, но останетесь в печали» (Рияд ус-Салихин).
На грани: виды заработка мусульман, которые могут стать недозволенными
Справедливое отношение к подчиненным
Справедливость по отношению к своим работникам – это предписание Всевышнего и завещание Пророка (мир ему).
В Коране Аллах говорит: «О вы, которые уверовали, исполняйте договоры [которые заключены между вами и Аллахом, а также людьми]» (Сура аль-Маида, 1).
Пророк (мир ему) сказал: «Расплатитесь с наемным работником, пока не высохнет его пот» (Ибн Маджа).
Нельзя нарушать права своих работников, заставлять их работать в плохих условиях и унижать их труд. Отношение предпринимателя к своим работникам имеет важное значение для успеха в его делах.
Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «В День воскресения Я буду противником троим: человеку, пообещавшему Моим именем, а затем поступившему вероломно, и человеку, продавшему в рабство свободного и проевшему полученные за него деньги, и человеку, нанявшему работника, потребовавшему от него выполнения работы сполна, но не заплатившему ему» (Бухари).
Сайда Хайат