Принцип справедливости, или на чем на самом деле основан общественный порядок

Сура Аль-Маида, аят. 8. Фото: Nayyifanefa/ shutterstock.com

Сура Аль-Маида, аят. 8. Фото: Nayyifanefa/ shutterstock.com

«О верующие! Будьте стойкими ради Аллаха [в соблюдении прав других людей] и свидетельствуйте справедливо [и беспристрастно]. И пусть ненависть к [определенным] людям не толкает вас к несправедливости [по отношению к ним]. Будьте справедливы [как с друзьями, так и с врагами], ведь это ближе к богобоязненности.  Бойтесь [несоблюдения повелений и нарушения запретов] Аллаха, поистине, Аллах – Сведущий обо всем, что вы делаете [тайно или явно]» (Аль-Маида, 8). 

Традиции, объясняющие, что такое справедливость в разных культурах, неразрывно связаны с историей и религией. Особое значение этому придается в исламе. Согласно мусульманским представлениям, принцип справедливости лежит в основе общественного порядка и позволяет людям жить в гармонии и мире, развивая в себе нравственность.

В истории ислама идея справедливости всегда указывала на благополучие и согласие, подразумевая необходимость поддержания государственного порядка, что находило выражение в нормах и правилах.

Наследие античных времен было весьма доступно для философов исламского мира. Эпикур, в ходе своих размышлений, пришел к выводу: справедливость относительна и зависит от обстоятельств. Аристотель полагал, что одна из основ семьи и государства – справедливость.

Самый влиятельный ученый мусульманского средневековья – Ибн Сина – называл центром справедливости разум человека. Ее смысл, согласно мыслителю, заключается не только в этике, но и в правовом поле. Исламское право выступает моделью и образцом поведения в строгом соответствии с канонами вероучения.

Это интересно: Ибн Сина или Авиценна

Фото: Faizal Ramli/ shutterstock.com

Фото: Faizal Ramli/ shutterstock.com

Принцип справедливости в исламе в равной степени затрагивает всех людей. Из Священного Корана следует, что идеал справедливости, установленный Аллахом, не может быть предметом обсуждений и является абсолютным и недосягаемым для обычного человека. Однако каждый по своей природе обладает индивидуальностью: характер, вкус, ориентиры, особенные качества – это является доказательством различий в обществе, соответственно которым распределяются права и обязательства между мусульманами.

Подобное неравенство должно регулироваться таким образом, чтобы не нарушить баланс и не ущемить права каждого из членов общества. Другой опорой для представлений о справедливости в исламе является равенство.

Абсолютно все люди равны перед Аллахом и имеют одинаковые права наряду с человеческим достоинством.

Права регламентируют гармоничные человеческие отношения и действуют одинаково для всех, но при этом учитывается также социальное положение каждого человека. Личность и статус складываются из нравственных поступков и действий, а основой исламского общества провозглашаются милосердие и справедливость.

Исторически шариат гарантировал социальную справедливость и укрепление отношений между мусульманами, контролируя соблюдения прав и законов. Он строго запрещает обман и мошенничество, взяточничество и коррупцию, монополизацию и злоупотребление чужими ресурсами.

В условиях имущественного расслоения в современном капиталистическом обществе шариат призывает к справедливости: ресурсы должны распределяться разумно и использоваться строго по назначению. В противном случае складываются предпосылки для общественного неблагополучия.

В традиционном исламе запрещена дискриминация. Многообразие социальных форм бытия человека, а также наличие множества народов и культур, говорят о не случайном характере мироздания: таким и был божественный замысел. В Священном Коране 13-ый аят суры «Комнаты» гласит:

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Всевышним среди вас – наиболее богобоязненный».

Бравирование своим знатным происхождением и притеснение других людей по причине их низкого положения является признаком глубокого невежества. В справедливом обществе царит равноправие, и люди имеют одинаковый доступ к благам.

Несправедливость в исламе характеризует уход человека от предписаний Аллаха, несоблюдение установленных Всевышним норм и правил. Моральное и правовое сознание в рамках шариата представляют собой единство. Поэтому нарушение запретов ислам рассматривает как отказ от главной цели человека – поклонения Богу.

Справедливость и ислам

Фото: Lightspring/ shutterstock.com

Фото: Lightspring/ shutterstock.com

Динар Зигангиров

Социальные комментарии Cackle