Вы знаете, что Мадрид в своей многовековой истории имеет очень глубокий и долгий исламский след? К сожалению, испанское общество мало знает об этой своей странице истории. А ведь прошлое Испании полно не только конфликтов и бесконечного кровопролития. Было также и время тесного сотрудничества, активной торговли и многих других интересных вещей. Именно об этом мы с вами сегодня и поговорим.
Майрит: малоизвестная история
Аль-Андалус более семи веков (711-1492 гг) находился под мусульманским владычеством. Речь идёт о территории, охватывавшей большую часть Пиренейского полуострова, включая современные Испанию и Португалию.
Основанный в 865 года Омейядским эмиром Мухаммедом I Майрит (а ведь именно так изначально назывался Мадрид) был одним из укреплённых военных анклавов вдоль границы между мусульманским Аль-Андалусом и христианскими королевствами на севере. Название своё город получил в честь подземных водных каналов (от арабского слова «майра»), которые приказал построить Мохаммед I.
В конце XI века христиане завоевали Майрит, хотя на его территории продолжало проживать значительное мусульманское население вплоть до изгнания испанских мусульман в 1609 году.
В настоящее время в столице проживает около 300 000 мусульман. За последние десятилетия мусульманское население Испании выросло примерно до двух миллионов человек благодаря миграции, причём большинство из них прибыли из Марокко, а другие – из Алжира, Нигерии, Сенегала и Пакистана.
Ла-Морерия, квартал, где мусульмане жили после христианского завоевания, теперь является оживлённым районом, пронизанным лабиринтом узких, извилистых улиц, полных террас, тапас-баров, кафе, ресторанов, старейших церквей и музеев города.
Королевский дворец, например, стоит на месте Алькасара (цитадели) мавров, возведённой в IX веке и простоявшей вплоть до ужасающего пожара в 1734 году.
Для Мадрилено Ауроры Али, пресс-секретаря мадридской мусульманской ассоциации по правам человека, восстановление исторической памяти об исламских истоках города – это повод для радости и оптимизма: «Мы здесь. Мы видим это в архитектуре, но нас почему-то не признают, и к нам относятся как к иностранцам».
О влиянии мусульманских основателей на испанское общество и архитектуру намекают самые старые здания в стиле мудехар и остатки стены IX века, сохранившиеся в тихом парке, названном в честь первого правителя города – Парк Мохаммеда I.
Стиль мудехар – это культурная гибридизация, которая включает органичное сочетание исламских традиций и глубокого мавританского влияния, а также декоративные элементы, вплетённые в европейские архитектурные стили, характеризующиеся изысканной кирпичной кладкой и глазурованной плиткой.
Восстановление прошлого
В последние годы значительно активизировались усилия по восстановлению и охране исламского наследия города, главным образом под руководством испанского Фонда исламской культуры (FUNCI). Энкарна Гутьеррес, генеральный секретарь фонда, говорит, что главная цель фонда заключена в том, чтобы Испания приняла своё многокультурное наследие, а образование должно сыграть свою роль в этом культурном признании.
В 2017 году фонд в партнёрстве с мадридским университетом Комплутенсе создал Центр изучения Исламского Мадрида (CEMI). Центр способствует популяризации научных исследований в исторических и археологических направлениях, а также работает над защитой исламского наследия города. В основе всей этой работы лежит убеждение в том, что лучшее понимание исламского прошлого Мадрида может способствовать инклюзивности и мирному сосуществованию в настоящем. «Чем меньше знаний у людей, тем легче ими манипулировать, и тем легче воспринимать другие культуры и религии как чужеродные элементы, а не как неотъемлемую часть нашей истории. Неприятие ислама в Испании можно объяснить главным образом отсутствием у людей знаний по этой теме», - говорит Гутьеррес.
Испанец, хранящий историю и культуру Кордовского халифата
Мифы и выдуманная история
То, что исламская история Мадрида до сих пор остаётся сокрытой от многих, можно объяснить двумя основными причинами.
Первая заключается в идее воображаемой испанской общины – католической и европейской. В ней говорится, что в 1561 году король Фелипе II сделал Мадрид постоянным местом своего двора: вскоре после того, как материальное и символическое средневековое прошлое города было стёрто, чтобы построить столицу, достойную растущей империи. Частью этого процесса было изобретение нескольких героических мифов, связанных с историей Мадрида, но при этом исламское происхождение города было буквально уничтожено и забыто.
«Это повествование не имеет документальных подтверждений, но уже давно прочно укоренилось в народном воображении и постоянно поддерживается средствами массовой информации и институтами страны», - говорит Гил-Бенумея.
Во-вторых, визуальные признаки того, что Аль-Андалус когда-либо существовал, в значительной степени, отсутствуют. В Кордове и Гранаде на юге исламское прошлое городов невозможно игнорировать или скрывать.
Недоверие к приятию
Выборы 2015 года ознаменовали собой новую страницу в истории современного Мадрида: после 24 лет непрерывного консерватизма усилия FUNCI по популяризации исламского наследия Испании наконец было оценено.
В последние годы также наблюдается быстрый рост халяльного туризма, открывающего возможности как для правительства Мадрида, так и для частного сектора.
В 2014 году журналист Рафаэль Мартинес начал предлагать пешеходные экскурсии с гидом для тех, кто хочет больше узнать об исламской истории Мадрида. С тех пор наблюдается неуклонный рост интереса именно к этому периоду истории: «Я начал получать много просьб показать то, о чём я пишу. Ключевым фактором был растущий интерес и любопытство людей к своим корням». С помощью этих туров Мартинес надеется внести свой вклад в признание и нормализацию Андалузского наследия Мадрида. Большинство клиентов Мартинеса – местные жители, хотя нельзя не отметить рост интереса со стороны иностранцев и испанских мусульман.
Люди, которые участвуют в этих экскурсиях, как правило, симпатизируют арабскому и исламскому миру, путешествуют по мусульманским странам и стремятся узнать об исламском происхождении крупнейшего города Испании.
Для многих Мадрид – центр футбола и шопинга. Флора Саес, соучредитель мадридского халяльного туристического агентства Nur & Duha Travels, стремится изменить это. Она старается всегда начинать экскурсии по Мадриду с посещения тех мест, который в стенах своих хранят исламских дух: «Было бы немыслимо для нас не сделать Мадрид известным с этой точки зрения».
Обнаружение следов ислама в некоторых наиболее символичных местах Мадрида, таких как Пласа-де-ла-Вилья, является напоминанием о том, что Аль-Андалус был намного шире, чем современная Андалусия.
Мукарнас: фирменный стиль тысяч мечетей по всему миру (ФОТО)
Смотреть в прошлое, чтобы увидеть будущее
Поскольку движения ультраправых и исламофобов продолжают набирать силу в Испании и во всём мире, Гутьеррес говорит, что FUNCI считает свои усилия более необходимыми, чем когда-либо: «Мы должны принять наше прошлое и гордиться им».
Хиль-Бенумея соглашается с коллегой и отмечает, что широкий и глубоко укоренившийся массив исламофобских стереотипов в испанском обществе позволяет ультраправым в своих поступках основываться на определённой версии средневековой истории Испании, написанной в популистских целях.
В этом контексте создание пространства для разговоров об исламском прошлом Мадрида и придание его наследию законного места в истории являются позитивными шагами вперёд.
Али говорит: «Есть много гражданских сообществ, которые действительно хотят знать правду, которые хотят знать, откуда они пришли, и которые открыты для новых знаний». Али считает, что эти усилия окажут решительное влияние на распространённые предрассудки: «Возможно, в какой-то момент мы, мусульмане, перестанем быть здесь чужими, иностранцами».
Ильмира Гафиятуллина