Мукарнас: фирменный стиль тысяч мечетей по всему миру (ФОТО)

Стиль, объединяющий архитектуру Ближнего Востока

Стиль, объединяющий архитектуру Ближнего Востока

От испанской Альгамбры до Боснийской мечети Гази Хусрев-бег и иранского Дворца Хашт-Бехешт – внутренние купола многих известных по миру мечетей и дворцов Ближнего Востока и далеко за пределами региона имеют одно сходство. Их общая черта заключена в необычном своде, сделанном словно из сот. Речь идёт о мукарнасе. Именно об этом архитектурном элементе мы сегодня и поговорим.

Этот древний архитектурный стиль может использоваться с эстетической точки зрения и украшать здание изнутри, а может служить в качестве несущей конструкции (пример этого археологи нашли на территории Месопотамии).

Сам стиль мукарнас берёт свои истоки из XII века, золотого времени ислама, когда мусульмане добились значительных успехов в архитектуре, математике, науке и искусстве.

Мукарнас: фирменный стиль тысяч мечетей по всему миру (ФОТО)

Что же такое мукарнас? Это особые вогнутые конструкции, которые можно найти не только под куполом. Подобные архитектурные изыски также украшают полукупольные входы, михраб и пространство, служащее входом в мечеть со двора. Из-за их скульптурной композиции и узорной эстетики, мукарнасы часто сравнивают со сталактитами или сотами.

Структурное различие

Существуют две различные формы архитектурного дизайна: североафриканско-ближневосточная и персидская. Внутри этого деления есть ещё множество стилей, в основу которых легли различные формы – квадраты, треугольники или панели.

Происхождение мукарнаса до сих пор вызывает множество споров и сомнений. Однако исследователи согласны в одном: мукарнас являет собой скругление углов в верхних углах квадратной комнаты, что позволяет создать купол. Самый ранний образец мукарнаса можно найти в Древней Персии времён существования Сасанидской Империи (224-651 гг. н.э.).

Первые формы узнаваемых мукарнасов были найдены близ северо-восточного иранского города Нишапур, а также в Самарканде, в современном Узбекистане. Археологи относят найденные образцы к архитектуре X века.

По мере развития торговых путей и расцвета исламского вероучения в регионе параллельно шло повсеместное распространение и дальнейшее укрепление в том числе и архитектурных стилей, характерных для исламской цивилизации. В настоящее время мукарнас можно найти при более детальном осмотре многих известных исторических и некоторых современных зданий. Они, как правило, либо вырезаны в структуре стены и потолка, либо представляют собой отдельный предмет, зачастую носящий чисто декоративный смысл.

Сталактиты-мукарнасы и географическое положение

Муркарнасы изготавливаются из кирпича, камня или дерева, иногда дополнительно покрываются слоем плитки или штукатурки. Размер, форма, состав и функциональное назначение напрямую зависят от особенностей региона. Так, к примеру, найденные на Западе мукарнасы отличаются более сложным исполнением, поскольку были созданы во времена менее строгого контроля за архитектурными изысками со стороны правительства. А вот в Сирии и Турции мукарнасы развивались по более строгим требованиям и, как правило, были изготовлены в основном из мрамора и камня, что делало их более масштабными и простыми.

Камень был популярен и в Египте, поскольку жаркая погода и суровые ветры пустыни довольно сильно испытывали на прочность любой материал.

В других же частях Северной Африки, а также в Иране, Ираке и Пакистане мукарнасы преимущественно строились из кирпича и покрывались штукатуркой, красочно расписываемой витиеватыми узорами.

Если говорить о наиболее отличительной форме мукарнаса, то это, пожалуй, «соты» - переплетение между собой небольших выступов ромбовидной формы, которые представляют собой отдельные ячейки.

Но теория теорией, а мукарнасы лучше исследовать на практике. Предлагаем прикоснуться к наилучшим образцам ближневосточной архитектуре, которые подарили вторую жизнь мукарнасу.

Дворец Альгамбра

Мукарнас: фирменный стиль тысяч мечетей по всему миру (ФОТО)

Дворцовый комплекс состоит из серии апартаментов, залов и дворов, объединённых в общей восхитительной концепции. Дворец Альгамбра является архитектурным шедевром во всех отношениях. Последовательности пространств чётко определены границами, а каждое пространство содержит идентичные признаки. Мавританские поэты называют его «жемчужиной в изумрудах». На протяжении нескольких столетий Альгамбра была резиденцией мусульманских династий исламской Испании.

При создании дворца была использована не только штукатурка, но и сотовые своды, мукарнасы (включая коранические аяты и имена правящей династии султанов), сталактиты и фаянс – именно этими веществами и покрыты все стены, полы и потолки. Композиция дворов, садов и водоёмов представляет собой представления мусульман о Рае, которого они хотят достичь.

Интересно, что псевдо-арабский язык – непонятная арабская письменность, сделанная для имитации арабского текста – также был использован для украшения дворца.

Ворота в Старый Каир

Мукарнас: фирменный стиль тысяч мечетей по всему миру (ФОТО)

Старый Каир когда-то очень давно представлял собой обнесённый стеной город со множеством входов и выходов, а кварталы и районы города друг от друга отделяли небольшие ворота и что-то похожее на двери. Каменные мукарнасы, которые можно наблюдать над дверными проёмами, стали впоследствии известны под названием «каирский стиль» и являются отличительной особенностью архитектуры периода фатимидов.

В отличие от своих элегантных и изящных персидских собратьев, каирские мукарнасы по своему объёму гораздо крупнее. Построены они из камня и легко соединяются между собой в одну стену. Такая особенность позволяет зданию противостоять землетрясениям, характерным для этого региона.

Мечеть аль-Рифаи

Мукарнас: фирменный стиль тысяч мечетей по всему миру (ФОТО)

Мечеть аль-Рифаи построена в 1912 году и стоит рядом с исторической мечетью-медресе султана Хасана. Сходство обеих мечетей по стилю и величию оправдывается попыткой правителей Египта того времени связать себя со славой династии мамлюков.

Стоит также отметить, хоть это и не видно невооружённым взглядом, что мукарнасы здесь представляют собой сталактиты, что больше было характерно для османской архитектуры, но также прижилось и в Египте.

Джомхури Эслами, храм Имама Резы

Мукарнас: фирменный стиль тысяч мечетей по всему миру (ФОТО)

Джомхури Эслами соединяет в себе две отличительные черты персидской архитектуры – мукарнас и Расми-Банди (элементы, похожие на спицеобразные крыши). Такое необычное сочетание демонстрирует точное знание геометрии, поскольку это было важно для органичного заполнения пространства сооружения.

Сегодня практически невозможно обнаружить при строительстве мукарнас в Иране традиционные методы резки. Большинство из них спроектированы с помощью компьютера и вырезаны лазером. Но, несмотря на использование новейших технологий, мукарнасы по сей день продолжают впечатлять посетителей и верующих, поскольку персидская архитектура хоть и значительно эволюционировала, но не отошла от основных своих постулатов.

Мечеть Гоаршад

Мукарнас: фирменный стиль тысяч мечетей по всему миру (ФОТО)

Под влиянием самаркандской архитектуры многие части самой мечети были перестроены в период с 1950-х по 1970-е годы.

Мукарнасы, расположенные позади и над центральным михрабом, невероятно сложны по своему исполнению. Они не зеркальны и постепенно уменьшаются по мере приближения к потолку. Выполненные из гипса, мукарнасы расписаны цветочными узорами в тёмно-синих, золотых и бирюзовых тонах. Учитывая множество реконструкций, вряд ли сегодняшние мукарнасы – подлинные элементы тимуридской архитектуры.

Сегодня мечеть является частью более крупного комплекса храма Имама Резы в Мешхеде и служит одним из центральных мест для чтения намаза.

Дворец Хашт Бехешт

Мукарнас: фирменный стиль тысяч мечетей по всему миру (ФОТО)

Дворец был построен в XVII веке Сулейманом I, восьмым Шахом империи Сефевидов. Сефевиды славились своим безмерным покровительством искусству и ратовали за развитие богатого архитектурного стиля, который сегодня считается лучшим образцом персидского и исламского искусства.

В отличие от большинства зданий персидской архитектуры, когда мукарнасы находятся у входа в здание, здесь используется стиль «шестового стола», чтобы заполнить пустое пространство под куполом. Широкое плоское основание внешних мукарнас украшено цветочными и арабесковыми узорами, отсылающими зрителя к Раю, о котором идёт речь в Коране.

Мечеть Гази Хусрев-Бек

Мукарнас: фирменный стиль тысяч мечетей по всему миру (ФОТО)

Построенная и спроектированная в XVI веке Адземом Эсиром Али, персом из Тебриза, который был главным архитектором во времена Османской империи, мечеть Гази Хусрев-бег является самой большой мечетью в Боснии и Герцеговине. Помимо этого, сооружение считается самым важным архитектурным памятником османского владычества на Балканах.

Главный вход украшен мукарнасами, напоминающими «стиль Синана», названного так по имени османского архитектора Мимара Синана (1490-1588).

К сожалению, мечеть был значительно повреждена во время осады Сараево в 1996 году, но восстановительные работы начались сразу же после окончания войны, что свидетельствует о важности этого молитвенного центра для местного населения и мусульманской общественности.

Мечеть Бадшахи

Мукарнас: фирменный стиль тысяч мечетей по всему миру (ФОТО)

Мечеть Бадшахи, или «Имперская мечеть», относится к эпохе Великих Моголов, властвовавших в Лахоре, столице пакистанской провинции Пенджаб. Построенная императором Аурангзебом в 1671 году, эта мечеть считается самой значимой в стране.

Лахор когда-то был воротами в Персию и воплощал в себе особый архитектурный стиль региона. Мечеть Бадшахи построена из красного песчаника с инкрустациями из белого мрамора. Есть здесь и мукарнасы, которые почти идентичны тем, что встречаются в мечетях и традиционных домах Кашана.

Хотя ни одно из оригинальных произведений искусства мечети не сохранилось, в ходе реставрации 2008 года было принято решение импортировать красный камень из Раджастхана, первоначального могольского источника этого красочного материала.

Мечеть Вазир-Хана

Мукарнас: фирменный стиль тысяч мечетей по всему миру (ФОТО)

Мечеть Вазир-Хана является менее известным двоюродным братом Тадж-Махала, но она столь же потрясающа по дизайну. Император Великих Моголов Шах-Джахан родился в Лахоре, но умер в Агре, где и построил Тадж-Махал, чтобы увековечить память своей жены Мумтаз Махал. Он также приказал возвести мечеть Вазир-Хана в родном городе.

Мечеть отличают кирпичные мукарнасы, а также изображения имён первых четырёх халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle