Мукарнас: фирменный стиль тысяч мечетей по всему миру (ФОТО)

От испанской Альгамбры до Боснийской мечети Гази Хусрев-бег и иранского Дворца Хашт-Бехешт – внутренние купола многих известных по миру мечетей и дворцов Ближнего Востока и далеко за пределами региона имеют одно сходство. Их общая черта заключена в необычном своде, сделанном словно из сот. Речь идёт о мукарнасе. Именно об этом архитектурном элементе мы сегодня и поговорим.

Этот древний архитектурный стиль может использоваться с эстетической точки зрения и украшать здание изнутри, а может служить в качестве несущей конструкции (пример этого археологи нашли на территории Месопотамии).

Сам стиль мукарнас берёт свои истоки из XII века, золотого времени ислама, когда мусульмане добились значительных успехов в архитектуре, математике, науке и искусстве.

Что же такое мукарнас? Это особые вогнутые конструкции, которые можно найти не только под куполом. Подобные архитектурные изыски также украшают полукупольные входы, михраб и пространство, служащее входом в мечеть со двора. Из-за их скульптурной композиции и узорной эстетики, мукарнасы часто сравнивают со сталактитами или сотами.

Структурное различие

Существуют две различные формы архитектурного дизайна: североафриканско-ближневосточная и персидская. Внутри этого деления есть ещё множество стилей, в основу которых легли различные формы – квадраты, треугольники или панели.

Происхождение мукарнаса до сих пор вызывает множество споров и сомнений. Однако исследователи согласны в одном: мукарнас являет собой скругление углов в верхних углах квадратной комнаты, что позволяет создать купол. Самый ранний образец мукарнаса можно найти в Древней Персии времён существования Сасанидской Империи (224-651 гг. н.э.).

Первые формы узнаваемых мукарнасов были найдены близ северо-восточного иранского города Нишапур, а также в Самарканде, в современном Узбекистане. Археологи относят найденные образцы к архитектуре X века.

По мере развития торговых путей и расцвета исламского вероучения в регионе параллельно шло повсеместное распространение и дальнейшее укрепление в том числе и архитектурных стилей, характерных для исламской цивилизации. В настоящее время мукарнас можно найти при более детальном осмотре многих известных исторических и некоторых современных зданий. Они, как правило, либо вырезаны в структуре стены и потолка, либо представляют собой отдельный предмет, зачастую носящий чисто декоративный смысл.

Сталактиты-мукарнасы и географическое положение

Муркарнасы изготавливаются из кирпича, камня или дерева, иногда дополнительно покрываются слоем плитки или штукатурки. Размер, форма, состав и функциональное назначение напрямую зависят от особенностей региона. Так, к примеру, найденные на Западе мукарнасы отличаются более сложным исполнением, поскольку были созданы во времена менее строгого контроля за архитектурными изысками со стороны правительства. А вот в Сирии и Турции мукарнасы развивались по более строгим требованиям и, как правило, были изготовлены в основном из мрамора и камня, что делало их более масштабными и простыми.

Камень был популярен и в Египте, поскольку жаркая погода и суровые ветры пустыни довольно сильно испытывали на прочность любой материал.

В других же частях Северной Африки, а также в Иране, Ираке и Пакистане мукарнасы преимущественно строились из кирпича и покрывались штукатуркой, красочно расписываемой витиеватыми узорами.

Если говорить о наиболее отличительной форме мукарнаса, то это, пожалуй, «соты» - переплетение между собой небольших выступов ромбовидной формы, которые представляют собой отдельные ячейки.

Но теория теорией, а мукарнасы лучше исследовать на практике. Предлагаем прикоснуться к наилучшим образцам ближневосточной архитектуре, которые подарили вторую жизнь мукарнасу.

Дворец Альгамбра

Дворцовый комплекс состоит из серии апартаментов, залов и дворов, объединённых в общей восхитительной концепции. Дворец Альгамбра является архитектурным шедевром во всех отношениях. Последовательности пространств чётко определены границами, а каждое пространство содержит идентичные признаки. Мавританские поэты называют его «жемчужиной в изумрудах». На протяжении нескольких столетий Альгамбра была резиденцией мусульманских династий исламской Испании.

При создании дворца была использована не только штукатурка, но и сотовые своды, мукарнасы (включая коранические аяты и имена правящей династии султанов), сталактиты и фаянс – именно этими веществами и покрыты все стены, полы и потолки. Композиция дворов, садов и водоёмов представляет собой представления мусульман о Рае, которого они хотят достичь.

Интересно, что псевдо-арабский язык – непонятная арабская письменность, сделанная для имитации арабского текста – также был использован для украшения дворца.

Ворота в Старый Каир

Старый Каир когда-то очень давно представлял собой обнесённый стеной город со множеством входов и выходов, а кварталы и районы города друг от друга отделяли небольшие ворота и что-то похожее на двери. Каменные мукарнасы, которые можно наблюдать над дверными проёмами, стали впоследствии известны под названием «каирский стиль» и являются отличительной особенностью архитектуры периода фатимидов.

В отличие от своих элегантных и изящных персидских собратьев, каирские мукарнасы по своему объёму гораздо крупнее. Построены они из камня и легко соединяются между собой в одну стену. Такая особенность позволяет зданию противостоять землетрясениям, характерным для этого региона.

Мечеть аль-Рифаи

Мечеть аль-Рифаи построена в 1912 году и стоит рядом с исторической мечетью-медресе султана Хасана. Сходство обеих мечетей по стилю и величию оправдывается попыткой правителей Египта того времени связать себя со славой династии мамлюков.

Стоит также отметить, хоть это и не видно невооружённым взглядом, что мукарнасы здесь представляют собой сталактиты, что больше было характерно для османской архитектуры, но также прижилось и в Египте.

Джомхури Эслами, храм Имама Резы

Джомхури Эслами соединяет в себе две отличительные черты персидской архитектуры – мукарнас и Расми-Банди (элементы, похожие на спицеобразные крыши). Такое необычное сочетание демонстрирует точное знание геометрии, поскольку это было важно для органичного заполнения пространства сооружения.

Сегодня практически невозможно обнаружить при строительстве мукарнас в Иране традиционные методы резки. Большинство из них спроектированы с помощью компьютера и вырезаны лазером. Но, несмотря на использование новейших технологий, мукарнасы по сей день продолжают впечатлять посетителей и верующих, поскольку персидская архитектура хоть и значительно эволюционировала, но не отошла от основных своих постулатов.

Мечеть Гоаршад

Под влиянием самаркандской архитектуры многие части самой мечети были перестроены в период с 1950-х по 1970-е годы.

Мукарнасы, расположенные позади и над центральным михрабом, невероятно сложны по своему исполнению. Они не зеркальны и постепенно уменьшаются по мере приближения к потолку. Выполненные из гипса, мукарнасы расписаны цветочными узорами в тёмно-синих, золотых и бирюзовых тонах. Учитывая множество реконструкций, вряд ли сегодняшние мукарнасы – подлинные элементы тимуридской архитектуры.

Сегодня мечеть является частью более крупного комплекса храма Имама Резы в Мешхеде и служит одним из центральных мест для чтения намаза.

Дворец Хашт Бехешт

Дворец был построен в XVII веке Сулейманом I, восьмым Шахом империи Сефевидов. Сефевиды славились своим безмерным покровительством искусству и ратовали за развитие богатого архитектурного стиля, который сегодня считается лучшим образцом персидского и исламского искусства.

В отличие от большинства зданий персидской архитектуры, когда мукарнасы находятся у входа в здание, здесь используется стиль «шестового стола», чтобы заполнить пустое пространство под куполом. Широкое плоское основание внешних мукарнас украшено цветочными и арабесковыми узорами, отсылающими зрителя к Раю, о котором идёт речь в Коране.

Мечеть Гази Хусрев-Бек

Построенная и спроектированная в XVI веке Адземом Эсиром Али, персом из Тебриза, который был главным архитектором во времена Османской империи, мечеть Гази Хусрев-бег является самой большой мечетью в Боснии и Герцеговине. Помимо этого, сооружение считается самым важным архитектурным памятником османского владычества на Балканах.

Главный вход украшен мукарнасами, напоминающими «стиль Синана», названного так по имени османского архитектора Мимара Синана (1490-1588).

К сожалению, мечеть был значительно повреждена во время осады Сараево в 1996 году, но восстановительные работы начались сразу же после окончания войны, что свидетельствует о важности этого молитвенного центра для местного населения и мусульманской общественности.

Мечеть Бадшахи

Мечеть Бадшахи, или «Имперская мечеть», относится к эпохе Великих Моголов, властвовавших в Лахоре, столице пакистанской провинции Пенджаб. Построенная императором Аурангзебом в 1671 году, эта мечеть считается самой значимой в стране.

Лахор когда-то был воротами в Персию и воплощал в себе особый архитектурный стиль региона. Мечеть Бадшахи построена из красного песчаника с инкрустациями из белого мрамора. Есть здесь и мукарнасы, которые почти идентичны тем, что встречаются в мечетях и традиционных домах Кашана.

Хотя ни одно из оригинальных произведений искусства мечети не сохранилось, в ходе реставрации 2008 года было принято решение импортировать красный камень из Раджастхана, первоначального могольского источника этого красочного материала.

Мечеть Вазир-Хана

Мечеть Вазир-Хана является менее известным двоюродным братом Тадж-Махала, но она столь же потрясающа по дизайну. Император Великих Моголов Шах-Джахан родился в Лахоре, но умер в Агре, где и построил Тадж-Махал, чтобы увековечить память своей жены Мумтаз Махал. Он также приказал возвести мечеть Вазир-Хана в родном городе.

Мечеть отличают кирпичные мукарнасы, а также изображения имён первых четырёх халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle