Фото: elements.envato.com/ 2ikononova
Феномен татарского меценатства – это уникальное явление благотворительности, которое имело свои особенности в XIX-начале XX века. Важной частью этой культуры была инициатива отдельных предпринимателей и богатых купцов, которые понимали свою общественную ответственность и стремились к улучшению жизни своего народа. Исследователи отмечают, что татарские предприниматели-меценаты проявляли особое внимание к социальным нуждам своих соплеменников.
Одной из основных целей татарского меценатства была поддержка мечетей. В то время как российское государство не выделяло средств на нужды иноверцев, в том числе магометан (мусульман) татары сами финансировали строительство и поддержание мечетей. Также важным объектом благотворительности были приюты и богадельни, где помогали нуждающимся.
Об удивительной черте татар объединяться и не жалеть денег на социальные нужды соплеменников вне зависимости от места проживания в 1894 году удивляясь писала газета «Тарджуман»:
Когда поволжские татары переезжают в какое-либо место, приезжают какой-то город по торговым или иным делам, то начинают сразу объединяться и пускать свои корни. В этом плане народы Крыма и Кавказа им уступают, уехав в чужие края они смешиваются с другими народами, если их численность небольшая у них не получается создать там свое общество и махаллю.
Что удивительно, в городах как Одесса, Севастополь, Ростов-на-Дону, Владикавказ, Баку и других, расположенных по соседству с Кавказом и Крымом, именно переселенцы из Поволжья представляют суннитские махалли, строят суннитские мечети и организуют школы.
В свое время они создали свои организации в Китае, Туркестане, Бухаре, а в недавнее время стали на путь основания «Казанской махалли» в Лучезарной Медине, Египте и Стамбуле.
В этом визите в Стамбул я увидел, что они приступили к организации здесь своей национальной гостиницы, чайханы и столовой. В последующем они планируют создать свою отдельную махаллю. Эта энергия и единство которые можно обнаружить у поволжских мусульман, является для них естественным положением вещей.
Несмотря ни на какие трудности, они не боятся работы, если они прислуживают, то делают это с преданностью. Они стремятся заниматься торговлей и имеют к этому особую способность. Так поволжский мусульманин сегодня грузчик, завтра повар или кучер-повозчик, а после и вовсе начинает мелкую торговлю. Таким образом он на своем опыте хорошо знает ценность времени и заработанных денег и со временем превращается в более крупного торговца.
В таком положении он считает уже своим долгом построить мечеть или школу или организовать махаллю. Потому что его истинная цель и самая большая гордость состоит именно в осуществлении такого дела.
Да, наибольшее внимание татарские меценаты уделяли образованию. К началу XX века открытие джадидского медресе или мектеба было неотъемлемой частью деятельности каждого уважаемого купца. Они также обеспечивали содержание учителей – мугаллимов, чтобы обеспечить качественное образование для мусульман.
Отличительной чертой татарского меценатства было осознанное и целенаправленное использование средств. В отличие от некоторых других меценатов, татары предпочитали не тратить деньги на искусство, а направлять их на социально значимые объекты – мечети и образование.
История предпринимательской деятельности мусульман России
Фото: elements.envato.com/ Kati74
Татарское меценатство продолжает активно развиваться. Современные предприниматели и благотворители поддерживают мечети, образовательные учреждения и социальные проекты. Важным в этой культуре благотворительности является понятие «садака-джария» («непрерывная милостыня») – благотворительное деяние или милостыня, за которые вознаграждения от Всевышнего продолжаются и после смерти человека.
Все вышесказанные проекты в своей основе относятся именно к этой категории садака, инша Аллах. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Когда человек умирает, все его добрые дела заканчиваются, за исключением трех: непрерывная милостыня, полезные знания или праведный ребенок, который будет молиться за него» (Муслим)
Таким образом, татарское меценатство представляет собой значимое явление в истории благотворительности, отличающееся осознанным подходом к использованию средств и направлению их на социальные нужды своего народа. Современные татарские благотворители продолжают традицию поддержки мечетей, образования и социальных проектов, укрепляя общественное благосостояние и оказывая значительное влияние на развитие общества.
На территории Детской республиканской клинической больницы в Казани в наши дни идет строительство духовного комплекса «Тихий сад». Старт строике был дан 1 июня прошлого года в Международный день защиты детей.
Татарские купцы-благотворители: как самые богатые помогали бедным и нуждающимся людям
В процессе лечения родители испытывают весь спектр эмоций: шок, страх, отчаяние, безысходность… И лишь поддержка Всевышнего помогает пережить страшные дни в борьбе за самое ценное — жизнь ребёнка.
Автор фото: Раиль Валькаев
«Тихий сад» должен стать символом единства двух религий. Чтобы любой человек, который столкнулся с проблемами мог найти здесь успокоение своей души. Мечеть нарекут в честь Абу Али ибн Сины (Авиценны), который внес огромный вклад в становление медицинской науки.
Автор фото: Раиль Валькаев
Строение мечети одноэтажное, с балконом, вместимостью до 70 человек и с современной оборудованной комнатой для совершения омовения.
Автор фото: Раиль Валькаев
Мечеть площадью 100 кв.м. строится при поддержке Раиса РТ, активном участии Духовного управления мусульман РТ и усилиями Строительного департамента Ассоциации предпринимателей-мусульман РФ.
Ради довольства Всевышнего, призываем внести свою лепту в строительстве данной мечети. Пусть это станет вашей садакой-джария.
«Садака защищает человека от 70 видов зла»: поможем Амиру!
Мухсин Нурулла