Не смотря на то, что термин «социальная защита» является сравнительно новым, по своей сути это понятие известно людям издревле, так как является одним из важнейших вопросов жизни человека. Другими словами, человечество всегда предпринимало меры, чтобы не беспокоиться о будущем. Можно сказать, что начиная с Адама (алейхи салям) человечество всегда прикладывало усилия к тому, чтобы обезопасить себя от голода и страхов. Те люди, которые жили под руководством своих пророков, всегда меньше других боялись проблем, связанных с будущим. В Коране Аллах Всевышний сообщает о том, что взамен защиты от страха и голода, от человека требуется только лишь покорность и повиновение: «Ради единения курайшитов, единения их во время зимних и летних поездок. Пусть же они поклоняются Господу этого Дома, который накормил их после голода и избавил их от страха» (Курайш 106/1-4).
Как мы видим, только Аллах избавляет человека от страха голода. Одной из самых главных обязанностей пророков, является облегчение людям их душевной ноши и избавление их от цепей.
Термин «социальная защита» в Коране
Говоря о социальной защите, на ум, прежде всего, приходят бедные и нуждающиеся. Если в обществе не существует социальных гарантий для нуждающихся, то это общество обречено на обнищание. В Коране сурово порицаются те, кто не защищает права бедных и обездоленных: «Но нет! Вы сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно пожираете наследство» (аль-Фаджр 89/17-19).
Кроме того, отказ в помощи нуждающемуся в Коране считается одним из признаков неверия: «Когда им говорят: «Расходуйте из того, чем вас наделил Аллах», – неверующие говорят верующим: «Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы пожелал? Воистину, вы лишь находитесь в очевидном заблуждении»» (Йа-Син 36/47).
Кто ответственен за социальную защиту?
В соответствии с Исламом за социальную защиту человека отвечают три института:
1) Семья. Семья в первую очередь ответственна за социальную защиту человека. Как известно родственники обязаны обеспечивать друг друга средствами существования.
2) Закят. Материальное обеспечение тех, кого не способна обеспечить семья, осуществляется из средств закята.
3) Государство. Материальное обеспечение тех, кто не получил средств из закята, ложится на государство.
Право бедных, слабых и обездоленных на социальную защиту подтверждено в нашей религии. Это не является какой-то милостью или помощью со стороны государства. Это обязанность, которую Аллах Всевышний возложил на людей. Социальная защита в Исламе – это проявление религиозного братства. Социальная защита человека – это приказ, содержащийся в Коране. Социальная защита в Исламе основана на родственных чувствах, религиозном братстве и чистосердечной помощи.
Islam-Today