Виртуальная реальность давно и прочно соединилась с нашей повседневной жизнью. Наряду со всеми преимуществами, интернет имеет обратную сторону. Одна из них – возможность попасть под недоброе влияние охотников за разумом и душой человека.
Сидя у себя дома перед компьютером, как правило, мы не чувствует никакой опасности и можем открыть свое сердце и душу людям, для которых остальные – лишь марионетки. К сожалению, подобное явление не обошло и исламский сегмент.
Проявляя навязчивое дружелюбие незнакомец закидывает удочку для последующей «обработки». Особенно легко на этот крючок попадаются одинокие и испытывающие недостаток общения люди. Вербовщики в сети ведут постоянную переписку со своей потенциальной жертвой, испытывают большой интерес к личной жизни, могут навязывать свою помощь. Одним словом, внедряются в доверие. При этом их собственная персона остается инкогнито, тем самым для жертвы создается ощущение собственной значимости и особенности.
Вербовщик ведет активную переписку, поначалу полностью принимая личность человека, хваля и поддерживая его, попутно выявляя его слабые места. Виртуальный друг становится жилеткой, которой можно поплакаться, все рассказать, и которая непременно поймет и примет тебя таким, какой ты есть. Когда установлена эмоциональная близость, вербовщик обретает уверенность, что жертва никуда от него не денется.
В этом нескончаемом потоке общения большой акцент делается на выявление и нагнетание в человеке недовольства обществом, определенными явлениями, окружением, чтобы в последующем предоставить ему что-то, что может всему этому противопоставить. Недовольство может быть связано с материальным недостатком, отношениями с родителями, в семье, непониманием окружающих и т.д. В этих проблемах вербовщики выделяют и хвалят те качества, которые они в последующем будут использовать для взращивания своих идей.
Недовольство по отношению к своим близким или определенным группам людей нагнетается, ведутся постоянные беседы о том, что окружение не ценит и не понимает человека, он – чужой, окружение – враги. Окружение вербовщики выставляют в глазах своего жертвы деградирующим, непонимающим и не способными оценить в полной мере достоинства и таланты человека. Так охотники за разумом внушают в своего «подопечного» чувство отторжения, непринятия, несправедливости и желания мести.
Все, что было до этого, было лишь прелюдией к самому главному – манипуляции сознанием. Когда жертва проникся виртуальным другом настолько, насколько это было возможно в рамках виртуальной реальности, вербовщик заставляет усомниться в сформировавшейся системе ценностей, искажает привычный смысл общих понятий и внушает новые ценности.
Интернет-друг принимает на себя роль наставника и буквально начинает атаковать бесконечными «истинами» о смысле жизни, знаниями о боге и религии, которых ты до него, конечно, не знал и которые может тебе донести только он. В ход идут выдержки из Корана, ложные переводы, недостоверные хадисы, толкования самопровозглашенных ученых. Информационный поток часто поддерживается визуальным материалом – демонстрациями устрашающих сцен.
Так вербовщики осуществляют информационный контроль над своей жертвой, их материалы остаются единственным авторитетным источником религиозных знаний, исходя из которых жертва начинает формировать новые взгляды на жизнь.
Также стоит отметить, что вербовщик не терпит несогласия, сомнения и споров, рьяно реагирует на подобное и начинает осуждать.
Вербовщик держит свою жертву в строгом временном графике, заполняя его эмоциональной деятельностью, чтобы у него не было времени на рациональные размышления.
Вербовщик, смещая общепринятые ценности, начинает внушать, что ислам – это вовсе не религия мира и добра, мусульман должны бояться, только силой можно добиться справедливости в мире.
«Ты избранный» – эту мысль внушает вербовщик своему подопечному. Также внушается чувство принадлежности к определенной группе. Вербовщик наделяет своего жертву особой миссией, с которой он должен пойти и свершить возложенное на него якобы свыше. Так начинается призыв к действиям.