Фото: elements.envato.com/vinnikava
Волшебный мир каллиграфии очаровывает каждого, кто погружается в него. В век компьютерных букв, когда казалось бы, ручной стиль письма совсем отошел на задний план, стиль, красота, чарующее рождение картин из букв дарит наблюдающим невероятное эстетическое удовольствие. Хазрати Али (р.а.) говорил: «Красивый почерк усиливает ясность правды».
Сегодня Всемирный день каллиграфии отмечают профессоналы в своей сфере. Этот праздник достаточно молодой, появился лишь в 2017 году, но уже повсеместно проходит каждый год во вторую среду августа.
Поистине, несмотря на современные технологии, ничто не способно заменить работу умелого мастера, точёного пера и чернил. В мире есть много типов декоративного письма вроде египетской иероглифики, китайской или японской письменностей.
Фото: elements.envato.com/bluejeanimages
Однако арабская каллиграфия сложилась независимо от них, и существовала в Аравии еще до ислама, но мусульмане значительно усовершенствовали ее.
В эпоху Золотого века арабы использовали каллиграфию не только в искусстве, иногда сочетая с геометрическими и природными образами, но она была также и формой культа, где перо было символом знания, а каллиграфия – искусством поминания Всевышнего Создателя. Отметим, то искусство красивого, плавного каллиграфического письма является непревзойденным украшением Корана.
Язык арабской каллиграфии принадлежит к семье древних семитских языков, где тексты на нем записывались множеством рукописных стилей, самые известные из которых – куфи и насх.
Возрождение древнего искусства каллиграфии: в Казани начали писать Коран
Фото: Ислам-тудей
Стиль письма куфи, или куфический, происходит из города Куфы, где он использовался писцами, копировавшими Священный Коран в местной школе письма. Его отличительной чертой была угловатость букв.
Работы хаттата Артура Писаренко. Источник: m.vk.com
Стиль насх старше куфического, но напоминает очертания знаков современного арабского текста – рукописного и печатного. Это связная, округлая скоропись, у которой есть несколько подвидов.
Фото: elements.envato.com/vinnikava
Еще в десятом веке известный каллиграф Абу Али ибн Мукла создал систематическую классификацию стилей письма, основанную на геометрических принципах, установил единицу измерения букв и правила соотношений между ними.
Он различал шесть стилей написания, которые стали известны как «аль-аклям ас-ситта» ('шесть почерков').
Стоит отметить, что насх приобрел большую популярность, чем куфический стиль, получивший развитие у турков-османов.
До появления бумаги главными материалами, которыми пользовались для копирования Священного Корана, изготовления рукописей и написания писем, были пергамент и папирус.
Артур Писаренко за работой по созданию рукописного мусхафа Корана. Фото: Ислам-тудей
Пергамент был прочным, блестящим и роскошным, но у него можно было использовать только одну сторону.
Папирус был хрупким, и текст с него было невозможно стереть, что делало его особенно полезным для записи правительственных документов.
Оба этих материала были дороги, и поэтому, когда в конце восьмого века мусульмане начали массовое производство более дешевой альтернативы – бумаги, позаимствовав технологию ее производства у китайцев, начался настоящий каллиграфический бум.
Европа смогла познакомиться с арабской каллиграфией благодаря торговле и обмену подарками между дворами европейских и мусульманских монархов.
Вначале европейцы имитировали арабские тексты, не понимая их смысла, и поэтому куфические надписи в мечети Ибн Тулуна, построенной в Каире в восемьсот семьдесят девятом году, были воспроизведены в памятниках готического искусства – сперва во Франции, затем в других странах Европы.
В Европе эти надписи, по-видимому, появились благодаря итальянским купцам из Амальфи, у которых в то время были особые отношения с фатимидским Каиром.
Чем и на чём писали первые мусульмане?
Фото: elements.envato.com/ABBPhoto
Профессор Томас Арнольд в книге «Наследие ислама» написал, что в Ирландии был найден крест, предположительно датируемый девятым веком, с нанесенным на него куфическим письмом фразой «БисмиЛлях», то есть (с именем Аллаха).
В других формах искусства, особенно в живописи, куфические надписи добавлялись к изображениям под действием моды.
Людей привлекала каллиграфия, и даже европейские художники использовали ее в своих работах.
Так итальянский живописец Джентиле да Фабриано использовал арабскую каллиграфию, для украшении каймы одежд на своей картине «Поклонение волхвов».
Фото: elements.envato.com/bnenin
Вместо известных нам сегодня ручек, люди применяли другие пишущие инструменты, например, калям или тростниковое перо.
Самые популярные из таких перьев привозились с побережья Персидского залива и высоко ценились. Их длина колебалась от двадцати четырех до тридцати сантиметров, а диаметр обычно был равен одному сантиметру. Каждый стиль письма требовал особых перьев, заточенных под определенным углом.
Чернила были разных типов и цветов, чаще всего использовались черные и темно-коричневые, которые они отличались друг от друга яркостью и густотой.
Каллиграфы обычно делали свои собственные чернила, а иногда их рецепты держались в строгом секрете.
Фото: elements.envato.com/vinnikava
Серебряными и золотыми чернилами писали на синем пергаменте, выполняли фронтисписы, иллюстрации и титульные страницы. Цветные чернила – красные, белые и синие – применялись для оформления украшенных заголовков.
Также каллиграфы пользовались дополнительными принадлежностями, среди которых были чернильницы, полировочные камни и песок для высушивания чернил.
Зифа Усманова