«А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена - из дуба. А вокруг него без конца (всяких) народов, они уже за пределами семи климатов. Когда день длинный, то длина его двадцать часов, а ночь - четыре часа. А когда наступает зима, длится ночь двадцать часов, а день - четыре часа. А летом в полдень жара у них сильная, сильнее, чем во всем свете, а вечером и ночью воздух холодает, так что нужно много одежд. Я постился там в месяц рамадан летом, и нарушил (пост) и забирался под землю в помещение, в котором была вода, выходившая из земли. А холода зимой бывают очень сильные, настолько, что раскалывается дерево от жестокости мороза. А царь в это время сильных морозов выходит в походы против неверных и уводит в плен жен их, их сыновей и дочерей и лошадей. А жители Булгара - выносливейшие из людей в отношении мороза, потому что пища их и питье по большей части из меда, мед же у них дешевый…» Мухаммад Абу Хамид ибн Абд ар-Рахим ал-Гарнати ал-Андалуси.
Наследие предков несёт в себе для своих потомков не только интересные истории из глубины веков, памятные предметы, но и мудрость, свою самобытную культуру и традиции. В рамках цикла, посвящённого декоративно-прикладному искусству Волжской Булгарии мы с Вами познакомились с культовыми сооружениями, преобразившимися после принятия местным населением ислама в 922 году, с предметами быта, разнообразием и изяществом женских головных украшений, узнали, в чём принципиальные отличия мужских и женских перстней, заглянули в женскую шкатулку с украшениями, смогли хотя бы виртуально, но подержать древние секиры и посмотреться в зеркало булгарского мастера. И завершающей нашей с Вами беседой станет рассказ о керамических изделиях жителей Волжской Булгарии, используемых орнаментах и мотивах.
Стоит подчеркнуть, что изделия из керамики находят самое широкое применение в быту, воплощая собой утилитарные и декоративные функции. Однако производством рядовой гончарной посуды дело не ограничивалось – булгарские мастера занимались и выпуском художественно оформленной керамики, абсолютно различной по назначению: кувшины, амфоровидные кринки, миски, кружки, блюда, чаши, котлы, лампочки-светильники, копилки, чернильницы, детские игрушки, в том числе в виде различных животных и птиц. Если говорить о способе производства, то их было два – домашний (лепка руками) и ремесленный (на гончарном круге).
Остановимся на использовании гончарного круга. Производство посуды таким способом значительно снижало степень орнаментации и приводило к появлению довольно простых стандартных линейных узоров — прямых и волнистых. Но при этом гончарный круг позволял мастерам разнообразить сосуды правильной и красивой формы. В творческом поиске булгарские профессионалы решили пойти по линии создания эстетически выраженных форм и силуэтов сосудов, пропорционального и масштабного соотношения частей, лаконичности орнамента. Именно это наравне с уникальной техникой обжига сосудов стало отличительной чертой художественной керамики ремесленников Волжской Булгарии и послужило толчком к повсеместному распространению, воздействию на керамическое искусство других народов.
Изготовленные сосуды украшались геометрическим, иногда растительным орнаментом. Как правило, узоры находились в верхней части тулова, а иногда и по всему горлу сосуда. По словам археологов, большая часть используемых в работе мотивов несла определённый смысл. К примеру, украшение сосуда чешуйками, безусловно, является стилизованным изображением воды.
Что касается растительного орнамента, то на керамических изделиях домонгольского периода нередко можно встретить чередующиеся наклонные ветки, изображения цветочных узоров в соединении с геометрическими фигурами. Помимо использования штамповки и резного орнамента, булгарские мастера также создавали расписные гончарные сосуды, в том числе и кумганы, блюда.
Давайте обратим более пристальное внимание на булгарские кувшины, а точнее на их детали – ручки и сливы. Здесь можно заметить довольно стилизованные и обобщенные фигурки животных, среди которых наиболее популярными были изображения барана с закрученными рогами, коня, медведя, лося, утки и петуха.
При изготовлении блюд различного масштаба, светильников, игрушек и других керамических изделий характерно было использование тёмной и светло-зелёной глазури.
Говоря о керамическом искусстве, будет досадным упущением не отметить значимую роль традиционного орнаментального лощения, когда из узких лощеных полос составлялись полноценные рисунки.
В целом всё булгарское керамическое искусство выделяется не только и не столько формой или используемым богатством орнаментов, но и цветовым многообразием, которое напрямую зависело и функциональности будущего изделия. Так, к примеру, столовые сосуды отличались яркой окраской оранжево-красного, оранжево-желтого цветов.
Ильмира Гафиятуллина, Казань