Продолжение. Начало «Потаенный, скрытый, искренний разговор с Богом…»
- На мой непросвещенный взгляд, музыка – это естественная потребность человеческой души, и поэтому отрицать ее как-то странно.
- Вы правы. Более того, суфии во многих орденах привлекали музыку даже в сам ритуал богослужения. Так было не везде, но все-таки было. Хади Кильдебаки в своей книге очень хорошо сказал: «Как же так? Все пороки человека переносят на ни в чем неповинную музыку!» И правда: человека тянет к порокам, на свои пирушки он приглашает музыкантов – и в итоге виновата музыка?! Просто надо лечить душу человека, а не грешить на музыку.
- Раз уж мы с Вами заговорили о музыке, то мне хотелось бы затронуть еще одну «около музыкальную» тему. Сейчас в нашем обществе существует такая проблема: многие обеспокоены тем, что сегодня молодые люди – мусульмане отходят от татарской музыки (что духовной, что светской), считая ее немодной и глубоко провинциальной, отдавая предпочтение арабской и турецкой мелодике. Те, кто занимается этой проблемой, считают такое увлечение следствием той специфической системы образования, что превалировала в Татарстане в 90-е годы прошлого века. Как вы считает, это опасно или это все-таки временное явление и татары вернутся к своим корням? И можно ли как-то сегодня противостоять этой моде на музыку?
- Вообще эти процессы присущи любой культуре в любой исторический период, и говорить, что что-то конкретно опасно, сложно. Кроме того, я не стала бы связывать это с теми или иными этническими традициями. Вот вы сказали арабская, турецкая, еще какая-то музыка стала своеобразным засильем в татарской культуре. Но ведь дело не в этом. Вопрос совсем в другом - каков вкусовой уровень тех явлений, которыми молодежь сейчас увлекается? Если это что-то стандартное, примитивный кич, отсутствие самобытности и вкуса – с какой бы стороны это не веяло – то тогда, конечно, в этом нет ничего хорошего. Но, с другой стороны, движение культуры в том и заключается, что то, что было создано где-то на несколько десятилетий раньше, меняет границы и приобретает новые формы. Я не зря вспоминала татарских богословов начала 20 века: это был интереснейший период, когда в татарской общественной и культурной жизни стало появляться много нового, часто – непривычного, и что требовало нового осмысления. И в это время в прессе появлялись такие отклики (цитирую примерно): «…Куда исчезли наши прекрасные старинные мелодии?!.. Эти стандартные уличные городские песенки – совсем не то, чем можно было бы гордиться татарам… Прошлое татарской культуры уходит…» и т.д.
В этом, наверное, тоже есть своя правда: это было время, когда формировалась городская культура, и все это влияло на быт татар. Но во все времена существовало хорошее «противоядие» процессам разрушения традиций: образование, изучение своего собственного прошлого, мировой культуры. Понимаю, что в системе образования России сейчас непростое время, и молодежь в учебных заведениях далеко не всегда имеет возможность познакомиться с той информацией, которая представляется необходимой в данном случае. Но, думаю, что для татарстанских студентов, особенно гуманитариев, было бы неплохо иметь доступ к информации по исламской художественной культуре. Возвращаясь, например, к музыке: здесь слушателя ждет масса открытий! Я недавно своим студентам говорила о том, что когда мы произносим слово «классика» в контексте музыки, мы сразу представляем Моцарта, Бетховена и других великих композиторов. Но мы, как европейцы, не задумываются о том, что классика может быть совсем другой, - композиции столь же высокого профессионального уровня и совершенства, но просто другие по языку. И если познакомиться и с таким Востоком, то это непременно повлияло бы и на развитие вкуса молодых людей, и на развитие культуры в целом. Если бы я могла как-то влиять на процессы образования, я бы непременно давала как можно больше информации по культурам Востока. Кстати, это помогло бы изменить образ ислама в глазах тех, кто, возможно, настороженно к нему относится. Потому, что исламская культура чрезвычайно богата, это – тот потенциал, который средневековая Европа долго использовала в своем развития.
- То есть Вы не видите никакой угрозы в современных музыкальных тенденциях для татарской культуры? Ведь современные татарские исполнители вынуждены подстраиваться под публику, чтобы иметь возможность хоть как-то творчески реализоваться, к тому же иногда они используют своеобразные лекала русскоязычной эстрады, которая зачастую также не отличается хорошим вкусом.
- Я бы не стала говорить так категорично – угроза, хотя, безусловно, некая опасность есть. Но она будет до тех пор, пока людям - имею в виду и исполнителей и собственно публику - не будет дана возможность для хорошего ознакомления с образцами высокого уровня, в том числе и эстрады. Об этом, мне кажется, мало задумываются составители музыкальных программ на республиканском телевидении. А у них в руках – огромные возможности воздействия на вкусы слушателей и зрителей.
- Но сейчас такая жизнь, что возможностей много – было бы желание. Или Вы считаете, что людей как-то извне должны приобщать к хорошему?
- Мы с Вами сейчас рассуждаем абстрактно, а в каждом конкретном случае - свои конкретные пути. Если говорить, что вкус надо прививать еще в школе в старших классах, то детям надо устраивать прослушивание качественных композиций, которые смогли бы открыть им мир хорошей музыки. Когда я своим студентам даю прослушать разные образцы восточной музыки, то вначале это вызывает непонимание, иногда дистанцированность, но потом зачастую люди с удовольствием погружаются в этот мир. Например, блестящая импровизация на уде (европейской лютне) просто завораживает.
-Дистанцированность происходит от предубеждений или от того, что музыка «не родная»?
- Всего понемногу. Сегодня, не секрет, ислам имеет неоднозначный имидж. К сожалению, восприятие ислама людьми, которые питаются только телевизионными репортажами, искажено однобокостью подачи информации. Кроме того, большинство людей не очень охотно отзываются на то, что считается или кажется «другим». Есть свое – привычное, понятное. А есть другое – чужое, часто воспринимаемое как враждебное. Такое восприятие всегда существовало. Но это надо стараться в себе изживать. Для развития и сохранения самобытной культуры в любом обществе очень важно, чтобы каждый человек, независимо от веры, профессии, возраста, был открыт миру, другой культуре, умел воспринимать ее - даже если она ему не понятна - умел получать новую информацию. А вот создать условия для воспитания такого человека должны государственные люди – например, те, кто занимается образованием, организаторы концертов, телевизионных программ. Мир прекрасен в своем разнообразии. Надо просто не отказываться от этого разнообразия.
беседовала Ирина Ермакова