Виды скромности и ее ценность в свете Ислама
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У каждой религии есть своя особенность, и особенностью Ислама является скромность» (Бухари).
В арабском языке скромность звучит как «haya», и может иметь множество переводов, в числе которых застенчивость, самоуважение, стыд, честь и смирение. Все это можно суммировать в слове «скромность». Слово «хайя» происходит от слова «хайят», что значит «жизнь». Это связывают с тем, что если сердце «живое», не затуманенное грехами, то ему будет присуща скромность. Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Стыдливость и немногословность – это два ответвления веры, а бесстыдство и напыщенные речи – это два ответвления лицемерия». (Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким)
- Скромность – благородная черта, огораживающая от низких поступков и побуждающая к хорошим. Это одно из качеств Всевышнего, как сказано об этом в хадисе: «Аллах скромный и сдержанный, и Он любит скромность и сдержанность» (Абу Дауд, ан-Насаи, аль-Байхаки).
- Скромность – это черта Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В одном из хадисов говорили: «Посланник Аллаха был более стыдлив, чем незамужняя девушка, и если ему что-то не нравилось, то мы узнавали это по его лицу» (Бухари, Муслим).
- Скромность – это особенность исламской религии. Как передается в хадисе от Ибн Маджа: «Воистину, у каждой религии есть своя мораль, а мусульманская мораль - это стыдливость».
- Скромность – проявление веры, скромность и вера неразделимые спутники. Как передается в Сахихе аль-Таргиб: «Скромность и вера являются товарищами друг другу; если один из них отстает, то отстает и другой».
Что не является скромностью?
Быть скромным не значит стесняться правды, потому что верующий должен говорить только правду, быть в поиске знаний, поощрять добродетель и противодействовать злу. В подобных ситуациях мусульманин не должен быть скромным или стеснительным. Ему следует придерживаться решительности, прямоты, вежливости и мудрости. Например, сподвижники и их женщины задавали Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, деликатные вопросы, и он не стесняясь, отвечал им.
- Скромность в отношениях с Творцом
Скромность проявляется не только в отношениях с людьми, но и в отношении Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Проявляйте скромность пред Аллахом (Богом, Господом) (будьте очень скромны пред Ним)! Кто по-настоящему скромен пред Богом, тот пусть бережет голову и все, что в ней [строго следит за тем, что читает, что смотрит, что слушает, а главное — о чем думает], бережет живот (желудок) и будет внимателен относительно всего того, что в него опускается [строго следит за правильностью и умеренностью своего питания]; пусть вспоминает об увядании и смерти [то есть не забывает о том, что все стареет, дряхлеет и выходит из моды; не забывает, что жизнь земная временна и в ней следует многое успеть, соревнуясь с другими в благом, сторонясь явно запретного и готовя себя через все это к вечному]».
- Скромность в отношении ангелов.
Мы знаем, что каждого из нас сопровождают ангелы, и у каждого из них – своя функция. Скромность в отношении них проявляется в том, чтобы помня о том, что у тебя есть наблюдатели, не вести себя неподобающе. От Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах запрещает вам оголяться. Постыдитесь ангелов, которые пребывают с вами и записывают. Они не расстаются с вами, за исключением трёх случаев: во время испражнения, осквернения и омовения. Когда кто-либо из вас моется нагишом, пусть повесит завесу своей одеждой, или моется за стеной или за верблюдом» (Аль-Баззар). Некоторые сподвижники также делали напоминание друг другу говоря: «Ангелы никогда не покидают вас, поэтому будьте скромны и уважительны в их присутствии».
- Скромность в отношении людей.
Посланник Аллаха сказал: «Аллах внушил мне, чтобы вы блюли скромность, не превозносились друг над другом и не обижали друг друга» (Муслим). Скромность в отношении людей удерживает человека от высокомерия, горделивости, притеснения и нанесения им обид. Скромность помогает блюсти права других, быть надежным и безопасным для окружающих.
Ася Гагиева
Читайте также:
-
Признаки любви Аллаха
Любовь к Аллаху – это статус, к которому стремятся праведники. Это пища для сердца и души, радость для глаз... Жизнь того, кто не стремится к любви Всевышнего, не представляет важности. Такой человек мертв, так как в нем погас тот свет, который способен привести его к довольству Аллаха и Раю в последующем. Однажды потеряв божественный свет, человек оказывается в вечном мраке. Он живет в вечном страдании, так как лишает себя радости и счастья. Это дух веры и добрые дела, с помощью которых можно стать ближе к Аллаху. Когда в человеке нет стремления к достижению любви Аллаха, такой человек подобен телу без души.
Аллах, сделай так, чтобы мы были среди тех, кого ты любишь.
-
Чем был плод запретного дерева, который вкусил Адам (а.с.)?
С данным вопросом связан следующий смысловой перевод аята:
«Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там (райские плоды) вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников».
Всевышний Аллах позволил почтенному Адаму войти в рай. Он мог жить, где пожелает, и есть, все что пожелает, в любом количестве. Рай, упомянутый в данном аяте, подразумевает собой: рай, который, согласно достоверным словам, приготовлен для верующих и является местом награждения.
-
Следуем Сунне: что чаще всего ел на ифтар Пророк Мухаммад (ﷺ)?
Сообщается, что в одном из риваятов Анас (радыйаллаху анху) сказал: «Перед тем, как приступить к совершению вечернего намаза, посланник Аллаха разговлялся...
-
Что за цветы Всевышний Аллах подарил Пророку Мухаммаду (ﷺ)?
И вот миновали зимние холода и снежные метели. Наступила долгожданная весна. Аллах Та’аля окинул Вселенную милостивым взором, а земля словно ждала только этого и начала оживать, преображаться. Вот как об этом сказано в суре «ар-Рум» в 50 аяте:
-
«Золотой телец» в Коране
Многие из нас наверняка слышали выражение – поклонение «золотому тельцу». В частности, в Коране (как и в Библии) подробно рассказывается о том, что такое «Золотой телец», как он возник и в чем заключался смертный грех поклонения этому неодушевленному персонажу.
-
Знаменитая "афганская девочка": Слава принесла мне больше горя, чем радости
Шарбат Гула, лицом которой вот уже более 30 лет восхищается весь мир, впервые рассказала печальную историю своей жизни.
-
Намаз, который Пророк (ﷺ) не оставлял даже в случае болезни
Ученые говорили, что если человек чего-то хочет и не совершает тахаджуда, значит, он этого не хочет. Имам Шафии говорил, что тахаджуд намаз подобен стреле, которая непременно достигнет своей цели.
-
Ассаляму алейкум: всё, что нужно знать о приветствии мусульман
Мусульмане приветствуют друг друга, говоря «Ассаляму алейкум!» и отвечают на приветствие словами «Ва алейкумуссалям» или добавляя «...ва рахматуллахи ва баракятуху». Какие смыслы спрятаны в этих словах?