С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Два способа перебороть зависть
В 113-ой суре Корана, «Рассвет» говорится (смысл):
«Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил; от зла мрака, когда он наступает; от зла колдуний, дующих на узлы; от зла завистника, когда он завидует».
«От зла завистника, когда он завидует»… Часто случается так, что наибольшее зло для человека представляет не чужая зависть, а своя собственная. И если не предпринять меры по ее устранению, то и душа, и дела человека могут сгнить в ее удушающем пламени. Но для начала стоит обозначить границы зависти.
Диагностика зависти
Наличие или отсутствие зависти можно «диагностировать» по чувствам. Если человек спокойно, я бы даже сказала, равнодушно смотрит на чужие блага, значит, он не испытывает зависти. Отсутствие зависти может также выражаться в чувстве радости за обладателя.
В остальных случаях, если человек испытывает неприятие к чужому благу, то есть не радуется за хозяина, не желает ему искренне блага, то, скорее всего, это симптом зависти по отношению к нему.
То есть симптомов не-зависти два – равнодушие или радость за хозяина. Они выражаются в душевном спокойствии человека. Если же чужое благо «не дает покоя», то можно «бить тревогу».
Как избавиться от зависти
Имам аль-Газали сказал: «Знай, что одной из серьезнейших болезней сердца является зависть. А болезни сердца лечатся только знанием и соблюдением Шариата…». Я предлагаю два способа, которые соответствуют нормам Шариата. А их реальную пользу пусть каждый опробует сам.
1. Молитва за того, кому завидуют
Зависть, как мы говорили, характеризуется тем, что подсознательно человек стремится «испортить» чужое благо. В «Английских синонимах» Крабба читаем: «Ревность боится потерять то, что имеет, а зависть переживает, видя, что кто-то имеет то, что хочется иметь самому... Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить завистника тщетны».
Зависть можно «нейтрализовать» молитвой за того человека, которому вы завидуете. Постарайтесь искренне пожелать ему блага в том, что он имеет. Самое трудное в этом – искренность. Поэтому сначала надо признать: то, чем обладает тот человек, – это благо, а затем сделать дуа за него. Пожелайте ему добра в этом, увеличений милости Аллаха по отношению к нему и счастья. Метод не будет иметь эффекта, если вы неискренни. А насколько вы были искренни, можно понять по «душевным последствиям». Если вы были честны и усердны, то вы почувствуете следующее:
* близость, родство или симпатия к тому, кому вы завидовали. Вспомним, что зависть становится преградой для братских отношений между людьми. А ее исчезновение характеризуется возникновением близких чувств к тому человеку, кого вы ранее чуть ли не ненавидели; то есть ваше отношение к объекту зависти изменится в лучшую сторону. В этом и «сближающий» эффект молитвы – невозможно искренне желать добра человеку, к которому вы испытываете негативные чувства;
* ощущение обогащения, будто вы стали обладать этим благом так же, как и тот, кому вы завидовали. Антуан де Лемотт, французский драматург, сказал, что зависть – это дань уважения, которое ничтожество платит достоинству. Искренне помолившись за объект своей зависти, вы уравняете ваши положения. С положения завистливого «лузера» вы поднимитесь на ту же степень достоинства, которой вы завидовали. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Принимаются те дуа, которые мусульманин сделал для мусульманина. В то время, как мусульманин просит за своего брата по вере, ангелы говорят: «Амин, пусть Аллах и тебе даст то, что ты просишь для своего брата» (Муслим, Тирмизи, Ибн Маджа).
Главное – преодолеть страх. Нафс внушает человеку страх, что блага ограничены и если он будет просить их для другого, то сам останется ни с чем. Нет. Не стоит бояться этого, потому богатство Всевышнего бесконечно. И если вы будете «хорошим» (к чему и приводит в конце концов доброжелательность к братьям, выражающаяся в дуа), то Всевышний и вас одарит ими. Не стоит также думать, что вы не заслуживаете таких благ, как тот человек, которому вы завидуете. Пока вы держите в себе огонь зависти, вы действительно не заслуживаете. Но как только вы начнете произносить первые слова добра и любви в адрес того, кому завидуете, вы почувствует, будто и ваше сердце открывается тому же богатству. Вы почувствуете веру в себя, веру в то, что и вы можете этим обладать, а также радость за своего брата и родство с ним. Как писала психоаналитик Мелани Кляйн: «Стремление возместить вред и потребность помочь объекту зависти – это очень важные средства противодействия зависти. В конечном счете это означает противодействие деструктивным (то есть разрушающим человека) импульсам путем оживления чувства любви».
2. Благодарение
Зависть препятствует способности наслаждаться теми благами, которыми обладает сам завистник. Но это не значит, что Всевышний лишил его милостей. А означает только, что он не видит этих благ и не радуется им в полной мере ими. И его полноценной радости мешает зависть. Зависти свойственно быть слепой к своему благу и быть зоркой к благам других. Поэтому второй метод противодействия ей – это научиться наслаждаться своими благами и быть более активным в благодарении за них. «Когда пациент способен испытывать благодарность – это значит, что в эти моменты он менее завистлив», - пишет вышеупомянутая Мелани Кляйн.
В статье «О благодарности Всевышнему» мы более подробно писали о добре, которое содержится в благодарности. Здесь же мы только подчеркнем, что когда человек открывает свое сердце признанию тех милостей, которыми он обладает, и когда, испытывая удовольствие от них, он искренне благодарит Всевышнего, то его блага от этого только увеличиваются. Всевышний говорит в Коране: «Если вы будете благодарны, то Я непременно умножу вам милость».
Вы можете отблагодарить за что-то конкретное, а можно быть благодарным за все. Вспомните все хорошее, что даровал вам Всевышний, вспомните свою радость от этого и возблагодарите. Когда человек видит то хорошее, что есть у него - ему некогда злобно заглядываться на то добро, которым обладают окружающие.
Зависть – это не отражение реального положения дел, что кто-то обладает большим, а кто-то меньшим. Зависть – это отражение нищенской души. Поэтому лечение зависти состоит не в том, чтобы обрести больше. Поверьте: материальное богатство не спасет положения завистника, потому что она как черная дыра – никогда не насыщается. Лечение зависти лежит в области душевной. То есть нужно преодолеть бедноту сердца. Этого можно достичь, как мы говорили выше, доброжелательностью (молитвой) и благодарностью. Эти методы просты, но они действенны. Попробуйте и вы почувствуете, как пламя зависти постепенно начнет стихать и вскоре погаснет совсем. И при частом повторении на этом месте расцветет прекрасное, большое дерево, плодоносящее добром, любовью, благодарностью и другими сладкими плодами, которые вам по милости Аллаха еще предстоит вкусить…