Хиджра, создание джамаата и джихад: как действуют крайние ваххабиты?

Понятие «джихадизм» (джихадиййа) является производным от термина «джихад» (араб. усердие, усилие).

В краткой энциклопедии ислама Гордон Ньюби пишет: «Термин часто ошибочно переводится как «священная война». Комментаторы выделяют великий джихад и малый джихад… Малый джихад включает миссионерскую деятельность и вооруженную борьбу против неверных [агрессоров. – Д.Ш.], тирании и гнета.

Позднее некоторые группы, такие как хариджиты, и ряд современных исламских активистов наполнили термин новым содержанием – вооруженная священная война с вероотступниками, борьба за повсеместное создание исламских государств и распространение ислама…

В современный период некоторые мусульманские мыслители выступают с заявлениями, что долг каждого мусульманина вести вооруженную борьбу с государствами, не принадлежащими к исламскому миру, и даже против мусульманских государств, которые, на их взгляд, должным образом не соблюдают шариат…» [9, с.90].

Читайте также: Кто такие ваххабиты, и почему они себя так не называют

Таким образом, джихадисты – это те, кто ведет вооруженные действия и призывает к ним с целью уничтожения якобы вероотступников из числа мусульман, режимов мусульманских государств и создания своего исламского государства, в идеале мирового.

Виталий Наумкин джихадистский тип суннитского исламизма и активизма характеризует борьбой против своих режимов, борьбой за возвращение оккупированных территорий или находящихся под управлением немусульман и противостоянием Западу [7, с. 20; 12, с. 268]. Соответственно, салафиты-джихадисты – это крайние ваххабиты.

Ваххабизм является салафитским толком ислама и имеет на современном этапе умеренных и крайних последователей, разница между которыми заключается в понимании вопроса джихада и такфира (обвинения в неверии).

Призывы джамаатов (группировок) крайних ваххабитов адресованы в первую очередь тем представителям салафисткого толка, которые не отрицают необходимости военного джихада, но на данном этапе отказываются вести его, считая, что будет больше вреда для ислама.

Такие салафиты выжидают удобного момента, чтобы выступить с оружием против неверных или мусульман, которых они обвиняют в неверии по тем или иным причинам.

Крайние ваххабиты (джихадисты) считают, что джихад уже нужно вести, несмотря на преобладающие силы противника. Современные крайние салафиты (джихадисты) впитали некоторые радикальные идеи организации «Братья-Мусульмане» (запрещена в РФ - прим.ред.), связанные с построением государства.

Для джихадистов свойственно действовать по следующему плану: сначала совершить переселение (хиджра) с территории неверия на территорию ислама (это может быть страна, регион, или места как горы и леса), создание там джамаата, т.е. исламской общины (или присоединение к такой общине), затем ведение военного джихада (набеги на врага из своего военного лагеря), сначала для освобождения территории, бывшей в руках мусульман, затем для распространения ислама военным путем в других странах, таким образом стремясь к созданию единого всемирного исламского государства (халифат) [12, с. 227–228].

Три болевые точки уммы, или из-за чего возникает религиозный экстремизм среди мусульман

Американский исследователь Йасир Казы (Yasir Qadhi) выделяет семь видов салафитов, называя седьмой вид джихадистами [12, с. 216]. Причем одного из теоретиков салафизма-джихадизма он включил в шестой вид, который он назвал такфиритами (обвиняющими в неверии остальных мусульман по определенным им самими причинам). Это говорит о том, что грань между такфиризмом и джихадизмом очень тонкая и скользкая.

Одним из элементов военных действий джихадистов является использование террористов-смертников [8, с. 139], которых обыватели под влиянием СМИ называют шахидами и шахидками. А вот шейх Ибн Усаймин, авторитетный богослов ваххабитов, говорит, что тот, кто совершает акты самопожертвований, не считается «шахидом»: тот, кто надевает на себя взрывчатку, а затем направляется к неверным и взрывает себя среди них, не является павшим за веру – это обыкновенное самоубийство, и такой человек после смерти попадает в огонь Ада и остается там навсегда.

Даже если этот человек убивает себя вместе с десятью или сотнями людей, от этого нет никакой пользы исламу; людей, принявших ислам, от этого больше не станет. Наоборот, враги веры становятся более решительными, это рождает ненависть и злобу в сердцах врагов ислама, а среди мусульман приводит к смуте [8, с. 125]. Таких воззрений обычно придерживаются умеренные ваххабиты.

Фото: еlements.envato.com.

Шагавиев Д.А.

Социальные комментарии Cackle