Саид хазрат Шагавиев: «Невежество и отсутствие должного образования — путь к радикализации»

Фото: пресс-служба РИИ, Ильдар Тазиев

Фото: пресс-служба РИИ, Ильдар Тазиев

Каким был процесс становления мусульманского образования в РТ? Может ли религиозное образование решить проблемы современного общества? В чем кроется причина радикализации людей? Как воспитывать подрастающее поколение? Так ли на самом деле нужны мазхабы в жизни современных мусульман?

Это и многое другое мы обсудили с заведующим кафедрой религиозных дисциплин Казанского исламского университета (КИУ), доцент кафедры систематической теологии, кандидатом исторических наук, автором научных статей, книг и учебных пособий по исламу Саидом хазратом Шагавиевым.

— Ассаляму алейкум, Саид хазрат! На протяжении многих лет Вы работаете в сфере исламского религиозного образования. Как бы Вы охарактеризовали процесс становления и развития системы мусульманского просвещения в Республике Татарстан?

— Период начала становления исламского образования в Республике Татарстан приходится на 90-е годы прошлого столетия. Тогда я сам был получателем знаний и с особенностями мусульманского просвещения того времени знаком не понаслышке. По воле Всевышнего с 2002 года я работаю преподавателем,  обучая студентов и передавая им знания. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что за эти годы произошло множество положительных изменений. Религиозное образование стало более системным, структурированным и доступным.

Условия, сложившиеся в нашей стране и, в частности, в Татарстане, способствовали тому, что исламское образование приобрело упорядоченный характер. В последние годы мы наблюдаем значительное увеличение количества учебных пособий и четко разработанных учебных программ. В сравнении с другими регионами России, Республика Татарстан находится на передовых позициях в этой области. Конечно, не обошлось и без трудностей — есть моменты, которые требуют доработки. Тем не менее, общий тренд положительный: исламское образование в нашем регионе претерпело значительные изменения к лучшему.

Фото: пресс-служба РИИ, Ильдар Тазиев

Фото: пресс-служба РИИ, Ильдар Тазиев

— Какова на Ваш взгляд роль религиозного образования в деле воспитания подрастающего поколения и формирования личности?

— Религиозное образование и воспитание играют ключевую роль в формировании подрастающего поколения. Как практикующие мусульмане, мы понимаем, что без этого компонента человек оказывается неполноценным. Светское образование, безусловно, необходимо для успешной жизни в современном обществе, но важно помнить о балансе: светские знания служат нам в этой жизни, тогда как религиозные основы будут полезны как здесь, так и в вечности.

Правильное религиозное образование не только обогащает духовный мир человека, но и способствует его нравственному развитию. Оно формирует личность, направляя её на путь добродетели и приучая к ответственности. Воспитание в духе религиозных ценностей помогает молодым людям принимать осознанные решения, строить здоровые отношения с окружающими и находить смысл в жизни.

Таким образом, интеграция религиозного образования в систему воспитания является важным шагом к созданию гармоничного и ответственного общества.

— А какие проблемы современного общества помогло бы решить религиозное образование?

— Религиозное образование может стать важным инструментом в решении множества проблем, с которыми сталкивается современное общество. Например, такие проблемы как алкоголизм, курение и наркомания, часто коренятся в отсутствии духовных ориентиров и моральных ценностей. Воспитание в духе религиозных традиций, наряду с качественным воспитанием, может существенно снизить уровень этих зависимостей, формируя у молодого поколения уважение к своему здоровью и понимание ценности жизни в целом.

Кроме того, религиозное образование способствует борьбе с коррупцией. Люди, воспитанные в соответствии с исламскими ценностями, становятся более ответственными и этичными гражданами. Они осознают важность честности и справедливости, что помогает предотвратить обман и кражу как на уровне индивидуальных поступков, так и в рамках государственных институтов. Таким образом, религиозное воспитание и образование могут значительно облегчить жизнь обществу, помогая людям избегать распространённых ошибок и направляя их в правильное русло. В условиях современного мира, где нравственные ориентиры зачастую размыты, религиозные ценности могут служить надежным компасом, способствующим созданию более справедливого и гармоничного общества.

От достоверной до самой лживой: почему СМИ и Интернет делают из мусульман террористов?

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

— В чем, по Вашему мнению, кроется причина радикализации некоторой части молодых мусульман? И как сегодня нужно решать эту проблему?

— Радикализация некоторых молодых мусульман — это сложный и многогранный процесс, корни которого могут быть найдены в различных сферах: экономической, политической, социальной и психологической. Упрощать эту проблему было бы неверно, так как каждый случай уникален и требует внимательного анализа. Важно понимать, что радикальные движения существуют не только в исламе, но и в других религиозных и идеологических системах.

Ключевыми факторами, способствующими радикализации, являются невежество и отсутствие должного образования. Поэтому необходимо решать эту проблему комплексно. В этом процессе должны участвовать не только государственные структуры и правоохранительные органы, но и общество, семьи и близкие люди. Все эти социумы должны совместно работать над устранением причин радикализации, чтобы предотвратить её распространение.

В своей работе я стремлюсь направлять студентов через курс «Религиозные течения и группы в исламе». Это позволяет им ознакомиться с традиционным исламом с точки зрения Ахлю-с-сунна-валь-джамаа и правильно интерпретировать важные вопросы. Когда мои студенты выйдут в общество, станут религиозными деятелями или просто заведут семьи, они смогут передать эти знания дальше, формируя более здоровую общественную среду.

К сожалению, в современном обществе существует множество искаженной информации об исламе. Это выгодно определённым силам, а сами мусульмане иногда способствуют созданию негативного образа мусульманина своими действиями. Если мы не учтем все эти факторы, проблема радикализации будет продолжать существовать и углубляться.

Таким образом, для эффективного решения этой проблемы необходимо объединить усилия всех участников общества, чтобы создать атмосферу взаимопонимания и уважения. Только совместными усилиями мы сможем противостоять экстремизму и терроризму, которые далеки от истинных ценностей ислама.

Безмахзабность, маргинальность и вражда: как становятся ваххабитами?

Пятничный намаз в мечети "Кул Шариф". Фото: Ислам-тудей

Пятничный намаз в мечети "Кул Шариф". Фото: Ислам-тудей

— Известно, что в исламе существуют религиозно-правовые школы – мазхабы. Насколько они необходимы в жизни современных мусульман?

— В суннитском исламе существуют четыре основных мазхаба: ханафитский, шафиитский, ханбалитский и маликитский. Хотя в прошлом существовало множество других правовых школ, именно эти четыре сохранились и получили широкое распространение. Мазхаб — это метод понимания Корана и сунны, который служит путеводителем для верующих.

Для простого человека разъяснение аятов Корана и хадисов Пророка Мухаммада ﷺ имеет первостепенное значение. Самостоятельная трактовка этих текстов может привести к ошибкам, так как большинство людей не обладают необходимыми знаниями в этой области. Мазхабы предоставляют структуру, которая помогает следовать правильному пути в поклонении, строить отношения с окружающими, воспитывать свою душу и формировать верные убеждения.

Хотя в первую очередь мазхабы связаны со школами фикха, существует также множество мазхабов в области акыды, которые касаются вопросов вероубеждения. Суфизм (или тасаввуф) также имеет свои школы, именуемые тарикатами. Оба термина — «мазхаб» и «тарикат» — указывают на путь или метод.

Ключевым принципом, извлеченным из 43-го аята суры «Ан-Нахль», подтверждающим важность следования мазхабам является: «Если не знаете — спросите у знающего». Мазхабы олицетворяют этот принцип, позволяя людям опираться на знания компетентных ученых. Эти школы были основаны в период праведных предшественников — саляфов, и сегодня мы можем использовать их наработки.

Когда возникают новые вопросы или ситуации, следует обращаться к мнению компетентных совеременных ученых — специалистов в области иджтихад. Мазхаб необходим для поддержания порядка в религиозной практике. Как считал известный татарский богослов Шигабуддин Марджани, когда человек начинает играть с правовыми мнениями, переходя из одного мазхаба в другой или вовсе не соблюдая ни один из них, это может привести к нарушениям и в его вероубеждениях.
Таким образом, следование мазхабу не только упрощает жизнь верующего, но и обеспечивает стабильность и единство в общине. 

— Не секрет, что сегодня многие представители татарской национальности (этнические мусульмане) не знают основных постулатов исламского мировоззрения, например, верят в приметы, придают значение суевериям и т. д. Как можно исправить такое мировоззрение?

— К сожалению, среди представителей татарской национальности, как и среди многих этнических мусульман, наблюдается недостаток знаний о базовых постулатах исламского мировоззрения. Часто это приводит к вере в приметы и суеверия, что, в свою очередь, связано с невежеством. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо усилить просветительскую деятельность.

Прежде всего, просветительские отделы при духовных управлениях должны искать новые каналы для распространения информации. Важно не навязывать знания людям, а создать непринужденную обстановку, в которой они смогут познакомиться с основными понятиями ислама. Это позволит людям естественным образом приобщаться к вере.

Для достижения этой цели можно использовать разнообразные методы. Каждый мусульманин, исходя из своего уровня исламского образования, может стать просветителем — будь то в школе, на работе или в семье. Религиозные деятели и имамы играют ключевую роль в этом процессе, обучая людей и помогая им передавать знания дальше.

Также стоит обратить внимание на силу художественной литературы. Писатели-мусульмане могут через свои рассказы и стихи проникать в сердца читателей, побуждая их задуматься о религии и ее значении в жизни. Это может стать мощным инструментом религиозного просвещения.

Кроме того, важно интегрировать курсы по современным масс-медиа в программы религиозных образовательных учреждений. Знания о том, как эффективно использовать средства коммуникации и искусства для донесения религиозных идей, помогут специалистам ненавязчиво и доступно передавать важные мысли широкой аудитории.

В итоге, все эти способы — от личного общения до использования художественного слова и современных медиа — имеют решающее значение для формирования более глубокого понимания ислама среди этнических мусульман. Важно создать культуру непрерывного обучения и обмена знаниями, что позволит преодолеть невежество и укрепить веру в сердцах людей.

Саид хазрат Шагавиев: «Невежество и отсутствие должного образования — путь к радикализации»

— В заключении хотелось бы попросить Вас дать нам какое-нибудь наставление…

Работа над собой — это ключ к личностному росту и самосовершенствованию. Важно развивать самодисциплину и ограничивать себя в бесполезных занятиях, которые только отнимают время. Стремление быть полезным начинается с заботы о себе, а затем распространяется на семью, общество и мусульманскую умму.

Молодость — это период, когда у человека много сил, здоровья и возможностей. Поэтому крайне важно не упустить это время, не тратить его впустую на бесконечное сидение в телефоне или погружение в социальные сети. Умение правильно распределять время и работать над самодисциплиной поможет противостоять страстям, которые особенно настойчиво атакуют молодых людей.

В шаге от личной катастрофы: как люди становятся террористами?

Беседовала Нурсина Курамшина

Социальные комментарии Cackle