Фото: sofiiashunkina/ elements.envato.com
У нас есть долг и обязанности по отношению к близким родственникам.
Наша религия придает большое значение поддерживанию родственных связей. У нас есть обязанности по отношению к нашим родственникам, являющимся частью нашей семьи.
В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ и книгах, посвященным нравственности, встречается выражение «силаи рахим», которое указывает на важность родственных связей.
В одном хадисе-кудси говорится: «Аллах продолжит поддерживать связь с рабом, который поддерживает связи с родственниками и прервет отношения с тем рабом, который прервал связи с родственниками» (Бухари, Адаб, 132).
О важности родственных связей наш Пророк ﷺ говорил: «Наиболее высокой добродетелью является посещение родственника, который перестал общаться» (Муснад, 3/438).
Кроме того, сообщается, что взаимное посещение родственниками друг друга способствует увеличению благ (Бухари, Адаб, 12), а награда тех, кто оказывает родственникам материальную помощь, будет в два раза выше, чем за оказание помощи постороннему человеку (Насаи, Закят, 82).
В одном хадисе сказано, что тот, кто прервет родственные связи, будет среди тех, кто не войдет в Рай (Бухари, Адаб, 11).
Развивать родственные связи с любовью и уважением, помогать в моменты необходимости, посещать, дарить и принимать подарки – является нашим религиозным и человеческим долгом.
Наши двоюродные братья и сестры, как и наши родные братья и сестры, являются близкими родственниками. После семьи и родственников близкими для нас являются соседи, проживающие рядом. Мы проживаем в непосредственной близости с ними, каждый день встречаемся, здороваемся.
Связи с соседями устанавливаются в результате близкого проживания. Чтобы развивать эти связи в позитивном направлении, есть ряд правил, которые необходимо соблюдать.
Аллах в Коране повелевает делать добро близким и дальним соседям (Ниса, 4/36). Пророк ﷺ советовал не причинять неудобства соседям, хорошо относиться к ним и избегать плохого в отношениях к ним (Риязус-сали-хин, 1/342-343). У нас есть обязанности перед соседями.
Отношения с соседями нужно строить на основе любви и уважения. Им нужно улыбаться и говорить приятное. Не обижать ни словами, ни поступками. Делиться с ними и радостью, и печалью. Их нужно посещать, если заболеют, а если кто-то умрет, то выражать соболезнование и принимать участие в похоронах.
Необходимо избегать того, что может причинить неудобство соседям, например, шуметь, громко разговаривать, затевать ссору. Нужно им давать в пользование предметы утвари, которых они не имеют, делиться продуктами, дарить подарки. Надо стараться заслужить их любовь, уважение и хорошее мнение. Помогать им в решении материальных и духовных проблем.
Фото: Rawpixel/ elements.envato.com
У человека, который существует в социуме, есть обязанности перед обществом, в котором он живет. Чтобы создать спокойное и счастливое общество, нужно формировать свое окружение на основе любви, уважения братства, доброты, справедливости и терпимости. Общество сближается любовью и живет справедливостью. Люди, любящие друг друга, помогают друг другу и думают о счастье других.
Братство и дружба, которые являются следствием любви, формируют сознание солидарности. Общественный мир и согласие возникают в результате связей, основанных на любви и братстве.
Когда члены общества прикладывают усилия, направленные на достижение согласия и сближения, общество укрепляется. Государство и общество, созданные нашим Пророком ﷺ, достигли согласия и сближения благодаря зароненному в них семени любви и братства.
Коран устанавливает принципы общественных отношений, чтобы человек жил соответственно им. Человек должен уравновесить права, свободы и общественную ответственность. Люди должны признать право каждого на существование, относиться друг к другу с уважением и быть скромными (Лукман, 31/18).
Быть правдивыми по отношению друг к другу, не лгать и выполнять свои обещания (Джума, 61/2; Инсан, 76/7). Нужно миром решать все дела, быть созидателем, а не разрушителем (Ниса, 4/114).
Нужно проявлять заботу о нуждающихся и оказывать им помощь:
«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (Али Имран, 3/92).
Любить творить добро, помогать в благих деяниях и восставать против зла – все это является общественной ответственностью (Майда, 5/2). Ни в коем случае нельзя идти на хитрость и обман (Мутаффифин, 83/1-3).
Категорически запрещается посягательство на жизнь, имущество (Бакара, 2/188) и честь другого человека (Ниса, 4/93). Между людьми всегда необходимо соблюдать принцип справедливости:
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость» (Нахль, 6/90).
Фото: ashiqkhan/ elements.envato.com
Пророк Мухаммад ﷺ советовал нам осознавать свою ответственность перед обществом, и осознание ответственности сделал мерой «имана» (веры). В связи с этим, удаление с дороги камня, мешающего людям, считается проявлением веры (Бухари, Иман, 3).
Ответственность человека по отношению к окружающим кратко выражена в следующем хадисе: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда словом. А если не может и словом, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана» (Муслим, Иман, 78).
Главным правом человека является право на жизнь. Жизнь каждого человека ценна и неприкосновенна. Человек должен ценить и уважать, как собственную жизнь, так и жизнь других людей. Наша религия повелевает уважать честь и достоинство людей.
Нужно избегать такого поведения, как насмешки, оскорбления, зависть, клевета, давление и причинение страданий, так как такие действия являются посягательством на достоинство человека.
Необходимо соблюдать право человека на сохранение тайны личной жизни, не предавать огласке частную жизнь людей. Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания и совести.
Запрещается принуждать людей уверовать во что-либо. Наша религия также запрещает давление на религиозные убеждения и воззрения. Члены общества должны проявлять толерантность в вопросах веры, убеждений и взглядов.