Всем нам известно, что Шариат – это свод правил, ниспосланный человечеству в качестве путеводителя, чтобы на Земле царили справедливость, мир и согласие. И в основе этих правил лежит вера в единственного Господа – Всевышнего Аллаха, Которому мы все должны поклоняться.
В хадисе сказано: «Вера – шестьдесят с лишним ветвей. Лучшая из них – это слово «нет божества, кроме Аллаха», а низшее – это устранение с дороги предметов, затрудняющих движение по ней. Стыдливость является одним из ответвлений веры».
В другом хадисе говорится:
«Стыдливость не приносит с собой ничего, кроме блага».
Как мы видим, стыдливость очень важная вещь, одна из основных нравственных ценностей.
Стеснительность: больше вреда или пользы?
Люди, у которых отсутствует чувство стыда, могут делать все, что им придет в голову, без зазрения совести. Если у людей не останется этого благородного чувства, то в них не останется и ничего человеческого.
Это будут глубоко безнравственные создания, способные на всякую мерзость. И если человек утратил совесть, то вред, который он может принести обществу, не имеет границ. Трудно даже представить, сколько гадостей он способен натворить, сколько несчастий принести, скольких людей обидеть. Вдобавок, такие люди являются плохим примером для остальных.
Но есть еще и другая сторона вопроса. И мы сами можем свидетельствовать об этом из увиденного. Люди, которые обладают чувством стыдливости, на сегодняшний день подвержены осуждению и критике.
Это заставляет их усомниться в своей правоте. Хотя стыд, напротив, не является ничем постыдным. Это благое качество, достойное лишь восхищения и признания. Нельзя приписывать людям их стыдливость в качестве недостатка. Если кто-либо является стеснительным, то это еще не говорит, что он плохой человек.
Говоря о стыдливости Пророка ﷺ, один из его сподвижников говорил следующее: «Он был еще более стыдливым, чем девушка, достигшая совершеннолетия».
Иными словами, описывая нрав и чувство стыдливости нашего великого Пророка ﷺ, сподвижник характеризует его именно так, сравнивая его стеснительность со стеснительностью молодой девушки. Представьте только, такой великий человек, как
Посланник Аллаха ﷺ, обладал поистине красивейшей чертой – стыдливостью. И сподвижник с восхищением описывал эту особенность его нрава. Исходя из этого, можно сказать, что людям следует брать пример с таких, следовать за такими, которые обладают чувством стыда. Именно такими и следует восхищаться.
Люди, которым присущи такие благородные качества, как стеснительность, благонравие, стыдливость и скромность, обладают способностью различать хорошее от плохого, красивое от дурного, полезное от пагубного, разрешенное от запретного. Так как эти человеческие чувства – чувство стеснения, чувство скромности, чувство стыда и совести – учат человека различать благое от плохого. Человек способен почувствовать хорошо это или плохо, благодаря этим чувствам.
В умении различать разрешенное от запретного очень важную роль играют именно эти чувства. Поэтому в Благородном Коране, в хадисах Посланника Аллаха ﷺ, в многочисленных тафсирах и комментариях, в литературном наследии мусульман, а также в трудах мусульманских ученых, в которых освещены темы нравственности и не только, так много внимания уделены вопросам стыдливости, скромности, целомудрия и благонравия. Соответственно, эта тема является одной из ключевых в Исламе.
То есть чувство стыда, со всеми остальными вытекающими из этого чувства проявлениями, будь то совестливость и скромность, является довольно широким понятием, которое идет рука об руку с верой.
Таким образом, если мы хотим иметь благонравное общество с правильными ценностями, необходимо воспитывать людей, обладающих такими качествами, как стыдливость и благовоспитанность.
Посланник Аллаха ﷺ и остальные пророки придавали огромное значение именно этому, то есть воспитанию благонравия и стыдливости в людях, и нам велели поступать так же. Потому что общество является здоровым, когда оно состоит из людей, обладающих чувствами стыдливости, скромности, благонравия и совести.
Гульназ Ситдикова
Фото: shutterstock.com