Какой он — современный татарин — и чем отличается от представителей других народов? С целью выяснить идентичность татар группа исследователей Института истории им. Ш. Марджани АН РТ объездила разные регионы России и опросила представителей различных поколений.
Горожан и сельчан татарского происхождения расспрашивали про их жизненные ценности и приоритеты, установки на труд и карьеру, взаимоотношения в семье и связи с религией. Результатами опроса и выводами в газете «Реальное время» и в дзен-канале «Татарский мир» поделилась доктор социологических наук, главный научный сотрудник отдела этнологических исследований института Гузель Макарова.
В современном мире семейные ценности выступают самыми значимыми и самыми дискутируемыми. Под вопрос ставятся не только роли супругов, но и само понимание семьи, ее необходимость. Это вызывает множество проблем, начиная от снижения рождаемости и кончая сложностями передачи традиций и трудовых, морально-нравственных и прочих норм. Соответственно, жизнеспособность этнической группы также зависит от сохранения ценности семьи.
Эстетика мусульманского искусства у татар Поволжья (ФОТО)
Данная тема рассматривалась группой исследователей Института истории (Г.Ф. Габдрахмановой, Г.М. Макаровой, Л.В. Сагитовой) в контексте изучения идентичности современных татар (на примере Татарстана, Башкортостана, Тюменской области и Республики Крым).
Причем мы концентрировали внимание на содержательной стороне проблемы, пытаясь выяснить, какой он — современный татарин — и чем собственно отличаются те, кто относят себя к татарам, от относящих себя к другим этническим группам?
То есть мы объездили татар различных регионов России с тем, чтобы понять, каким является наполнение этой идентичности. Интервью проводились в форме бесед/обсуждений в семьях, позволивших нам охватить представителей различных поколений. Мы спрашивали горожан и сельчан про их жизненные ценности и приоритеты, про установки на труд и карьеру, продвижение, про взаимоотношения в семье и отношение к религии, а также про их повседневные практики. И вот что мы выяснили.
Результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что ключевой ценностью для татар выступает семья. То есть она понимается как некое ядро, вокруг которого все формируется. Все остальные ориентиры и практики — экономические, социально-политические, образовательные, культурные — «завязаны» на ней и выстраиваются в соответствии с задачами ее успешного развития.
Что касается содержания собственно самих семейных ценностей, отметим, что общими для татар, проживающих в различных точках страны, оказались следующие моменты.
Во-первых, это стремление к сохранению традиционного разделения ролей мужчины и женщины. В большинстве интервью главным признавался муж/отец.
В свою очередь, молодые люди замечали, что стремятся воспроизвести заложенную в родительской семье модель, хотя это не всегда получается. Причем даже если женщина занимает ведущее положение в доме (что было очевидно из контекста интервью), она обычно не подчеркивает это, поддерживая «должное» соотношение ролей.
Все это сказывается на распределении обязанностей в доме. В качестве принятого татарами провозглашалось следующее.
Муж несет главную ответственность за обеспеченность семьи, принимает основные решения (что подвигает его активно трудиться и зарабатывать). По дому он чаще выполняет работу, которую принято считать «мужской».
Стрельба из лука: история, роль в исламе и возрождение древней традиции (ФОТО)
Жена тоже чаще работает, но ее доход не представляется как основной. На нее возлагаются обязанности по благоустройству дома, приготовлению пищи и воспитанию детей.
Отсюда акцентируется важность таких ее качеств, как гибкость, умение выстроить внутрисемейные отношения, хозяйственность, чистоплотность. Подобное положение вещей трактуется как целесообразное.
Гребенские татары: история татар Чечни
Продолжение следует...
Гузель Макарова