9 главных запретов в экономической деятельности мусульманина
- Запрет на социально вредную продукцию и виды деятельности
Сюда относятся алкоголь, любые опьяняющие напитки и одурманивающие препараты, продукция, ведущая к моральному разложению общества, свинина, а также торговля, перевозку, рекламу и любое посредничество при этом. (Коран, 2:173).
Любое содействие в развитии данных видов производств и торговли приравнивается к участию в запретном. Запрет определяет перечень активов, в которые исламским инвестиционным фондам запрещено инвестировать.
- Запрет на обман («габн»), обвешивание, а также сокрытие недостатков товара («тадлис», «гишь»)
Коран, 6:152, 11:85, 17:35, 26:181.
Данный запрет охватывает любое сокрытие недостатка товара: явный или скрытый дефект, смешение товара хорошего и плохого качества (например, крупа) – обо всем этом производитель (продавец) должен известить покупателя. В одном из хадисов говорится: «Ложная клятва способствует сбыту товара, но и лишает его благодати» (аль-Бухари, Муслим).
Соответственно запретной является и политика встроенного устаревания, когда намеренно срок жизни товара сокращается с тем, чтобы повлечь покупателя к покупке следующего поколения товара того же производителя. При этом, гарантийный срок, как правило, заканчивается незадолго до «встроенного» жизненного цикла товара.
Важную роль в этом отношении играет реклама, поскольку именно она создает у покупателя представление о товаре или услуге и служит основанием для принятия решения о покупке.
- Запрет на выдачу или получение денежных средств (иного имущества) в долг под проценты, неравноценный обмен («риба»)
(Коран, 2:275-276, 278).
Важно обратить внимание на следующее: то, что нормы ислама запрещают выплату и получение процентов, не означает, что они не одобряют получение прибыли или поощряют возврат к наличным расчетам или бартерной экономике. Заблуждением является мнение, что исламские финансовые институты являются благотворительными организациями, занимающимися беспроцентным кредитованием. Беспроцентные кредиты «кард хасан» практикуются субъектами исламского бизнеса, но в ограниченном масштабе.
Вкладчиков исламской банковской системы можно сравнить с инвесторами или акционерами, которые получают дивиденды, когда банк извлекает прибыль, или теряют часть своих сбережений, если банк заявляет об убытках. Суть в том, чтобы увязать прибыль по исламскому договору с отдачей и качеством проекта, обеспечивая тем самым более справедливое распределение богатства.
- Запрет на принуждение («икрах»)
Любая сделка должна заключаться при добровольном согласии всех ее участников и не ставить кого-либо из сторон в невыгодные экономические условия.
- Запрет на попрошайничество и настойчивые просьбы
Об истинных нуждающихся в Коране сказано следующим образом: «…неосведомленный считает их богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво…» (Коран, 2:273.). Попрошайничество является порицаемым видом заработка, в отличие от производительного труда.
- Запрет на удержание товара с целью создания дефицита
Известно, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тот, кто удерживает товар до подорожания, – грешник». Суть запрещения монополии в том, чтобы не допустить вред для большинства людей.
- Запрет на азартные игры
- Запрет на взятки
Взятка является запрещенным действием (харам) как для дающего взятку, так и для берущего, а также для посредника.
Запрещается давать взятку, стремясь утвердить неправду либо помогая совершить несправедливость, либо лишить кого-то законного права.
- Запрет на расточительство
Мусульман ответственно и рационально подходит к своему имуществу, не расходует средства напрасно, в том числе на внешне благие цели. Например, если известно, что просящий средства не потратит их на благие цели, мусульманин воздержится от такого рода помощи просящему. В то же время, запрет на расточительство не означает, что мусульманин не может покупать дорогие и качественные товары. Если человек обладает определенным достатком, его основные потребности удовлетворены, его семья не нуждается в средствах, он регулярно выплачивает закят, ни ничего предосудительного в том, что он тратит средства на дорогие и качественные вещи. Однако при этом, не должно быть неразумного расходования и расходования с целью привлечения внимания.
Социальная доктрина российских мусульман
Понравилась статья? Пожалуйста – репост!
Читайте также:
-
Дуа за наших детей
Думаю, вряд ли найдется среди читателей тот, кто не согласится с утверждением, что воспитание ребенка — это крайне непростая задача для родителей. Однако несмотря на это, хотим мы с вами того или нет, но воспитание благонравных и праведных потомков, является не просто сложной задачей, а нашей почетной обязанностью, от выполнения которой напрямую зависит наше же будущее в обоих мирах.
-
Али ибн Абу Талиб - четвертый праведный халиф
Ислам богат событиями, наполняющими его героическую и драматическую историю. Деятельность халифа Али (Али ибн Абу Талиб), ставшего четвёртым праведным халифом наполнена важными, с исторической и религиозной точки зрения, событиями.
Праведный халиф Али встречается в истории и под другими именами: Абу Хасан, Абу Тураб и Хайдар. Али был братом и зятем Пророка Мухаммада( мир ему и благословение Всевышнего!).
Фигура праведного халифа Али взошла на небосклоне истории Арабского халифата в самые тяжёлые для страны времена. Государство находилось в смутном положении, шла гражданская война. В такие периоды обществу нужны мудрые правители, способные остановить кровопролитие, привести в порядок государственные институты, наладить деятельность суда и вернуть страну в мирное русло.
Историческая роль халифа Али в Исламе
После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Заручившись поддержкой своих сподвижников, собрав армию, Али нанёс сокрушительное поражение войскам мятежников в битве под Басрой в 656 году, вошедшей в историю под названием «Верблюжья».
Страна заслуживала мира, но внутренние противоречия не давали возможности для её спокойного развития. Мятежные группировки в Египте и в Ираке под предводительством Му`авии ибн Абу Суфьяна начали открытый мятеж против халифа Али. Армия Али смогла одержать победу при Сиффине в 657 году, но до мира было ещё далеко. Образовавшаяся мятежная секта хариджитов восстала против халифа Али.
В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа. Армия Али смогла противостоять войскам Му`авии, но сам халиф попав в плен был убит.
После смерти праведного халифа Али в Исламе началось противостояние между суннитами и шиитами. Все усилия, попытки мудрецов Ислама устранить противоречия не привели к желаемому результату.
Четвёртый праведный халиф Али – выдающийся политический и религиозный деятель в истории Ислама и Халифата. В жизни сам Али пережил много значимых событий. Принятие Ислама, поддержка пророка и своего учителя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в самые тяжёлые минуты его жизни, деятельность в качестве кади позволили Али стать тем, кем он вошёл в историю и заслужил любовь народа.
Природная мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.
-
Как переводится ду’а, которую читают перебирая четки?
Как известно, по завершении намаза читают молитву «Субеханаллахи ва альхамдулильляхи…» а затем произносят «Аятель-курси» («Аят трона»).
-
6 современных ученых-мусульман, открытия которых изменили мир
Известные и признанные во всем мире ученые XX и XXI веков, которые к тому же являются мусульманами:
-
7 привычек мусульманина, приносящих в жизнь баракат
Вам следует развивать в себе следующие 7 духовно-продуктивных привычек, которые принесут баракат на протяжении всей вашей жизни и будут способствовать успеху в ваших делах, а главное – приведут к довольству Всевышнего Аллаха. Для этого нужно выработать следующие привычки в поклонении
-
Внешние признаки веры и неверия, упомянутые в Коране
Часто в описаниях внешности праведников отмечается, что их лица излучали свет. Когда сподвижники рассказывали о том, как выглядел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, они также говорили о том, что его лицо излучало «нур»: Ибн Абу Халат, да будет доволен им Аллах, говорил: «Его лицо излучало сияние, как луна в ночь полнолуния».
-
Почему верующим мужчинам не стоит носить шорты?
Некоторые мусульманские мужчины считают, прикрытие минимального аурата достойным обликом мусульманина. Однако так ли это на самом деле?
-
Чего шайтан боится больше всего?
Самая главная цель шайтана – свести человека с пути истины. Для этого он прибегает к всевозможным уловкам и не упускает ни единой возможности, чтобы исполнить свой замысел. Каких слов и действий боится шайтан больше всего?