Вопрос:
Слышал, что по некоторым преданиям Всевышний раздает удел в пропитании человеку утром, поэтому нежелательно ложиться спать после утреннего намаза. Так ли это на самом деле?
Ответ:
У Байхаки можно найти следующий хадис: «Дочь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Благословенная Фатима (дабудет ею доволен Всевышний Аллах) поведала следующее:
«Однажды, раним утром (еще до восхода солнца) я прилегла. В этот момент меня навестил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и дотронулся до меня своей ногой. После чего произнес:
- Доченька моя! Вставай и будь готова к моменту, когда будет наделен удел пропитания от Всевышнего, не будь беспечной! Ибо Всевышний наделяет людей пропитанием от начала фаджра до восхода солнца».
Также существует предание от Благословенной Аишы (да будет ею доволен Всевышний Аллах) по которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Просите пропитание по утрам, ибо утро – это время бараката и достижения (молитв своей цели).
Праведный же халиф Усман (да будет им доволен Аллах) передал следующее выражение от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
«Утренний сон – препятствует пропитанию».
(Байхаки, Шуабуль-Иман,4/180-181; Мунзири, ат-Таргиб ват-Тархиб II, 529-531, Мубаракфури, Тухфавиль-ахзави, IV, 403-404; Ибн Аррак, Танзихуш-Шариа, 2/196).
Но сам Байхаки указал, что хадис от Благословенной Фатимы (да будет ею доволен Всевышний Аллах) является слабым (Байхаки, Шуабуль-Иман, 6/404). Также и второй хадис, приведенный от Благословенной Аишы (да будет ею доволен Всевышний Аллах) относится к разряду слабых (Ибн Хаджар, ат-Такриб, №: 368).
Однако в данном случае это не противоречит принципу богословов: «Следовать слабому хадису, если в нем нет ничего порицаемого, и он призывает людей к совершению благого».
В заключении можно сказать, что бодрствовать в утренние часы и совершать благие деяния является сунной. Это приносит как баракат, так и вознаграждение виде саваба. Однако, если в это время человек спит, может не получить этот самый саваб и баракат, но при этом он не заслужит за данное деяние греха.
Islam-Today