Казанская губерния
-
Как выглядел мулла в начале ХХ века?
Чалма имела обрядовое значение – мусульманину, умершему в пути, она служила саваном. Чапан же представлял собой нарядный халат разными оттенками цветов.
-
Имянаречение, никах и маджлисы: какой обряд приносил мулле наибольший доход?
Доходы от исполнения треб были совершенно незначительными. Так, за молитвословия над новорождённым и за наречение имени новорожденному мулла получал в деревне не больше 10 копеек, в городе – копеек 50–60 и более, в зависимости от состоятельности прихожанина.
-
«Блюстители закона»: примерные муллы и исключения из правил
«В фигуре муллы, в походке, в движениях сказывался какая-то рассчитанность, планомерность, важность, достоинство, что так свойственно вообще восточным людям».
-
Под контролем: за какую провинность муллу могли «уволить»?
Каждый шаг муллы, каждое его действие были известны прихожанам. Плохо было тому мулле, в поступках которого прихожане заметили нарушение правил религии и традиционных обычаев.
-
Особенности просвещения татар в Российской империи
«...в России трудно указать народность, среди которой была бы так широко распространена грамотность, как у казанских татар. Безграмотного татарина можно встретить очень редко...»
-
Мулла вместо ЗАГСа: как имамы были хранителями метрик
Объем приходской метрической книги чаще всего составлял 200– 250 листов. В ней было несколько разделов: наречение имени, никах, развод, умершие. Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта.
-
Как разводились мусульмане более века назад?
Из-за низкого социально-экономического положения основной массы сельского населения распространенной причиной разводов была неспособность мужчины содержать семью, что являлось нарушением одного из условий брака по шариату.
-
Никах: почему институт брака в исламе имеет особо важное значение?
С 1829 года муллам было вменено в обязанность взимать с молодоженов «брачную пошлину» за заключение брака. В начале ХХ века пошлина составляла 25 копеек (позже стала 50 копеек).
-
Мусульманские обряды как неотъемлемая часть татарского быта
Этническую жизнь татар просто невозможно представить без исполнения таких мусульманских обрядов, как Коръэн уку – чтение Корана, дога кылу – чтение молитв, садака олэшу – раздача милостыни. Они являлись стержнем таких событий, как свадебные торжества, наречение имени, похоронно-поминальный комплекс.
-
Хранитель культуры и традиций: почему мулла в татарской деревне был всем
Мулла в татарской деревне был всем: «совершитель» молитвенных обрядов, учителем детей, советником во всех житейских делах и даже судьей. Неудивительно, что муллы пользовались у татар огромным влиянием и уважением.
-
Как муллы помогали бороться с эпидемиями холеры, оспы и чумы?
Как известно, в конце 80 – начале 90-х гг. ХIХ века в России вспыхнула холера и к 1893 году эпидемией оказались охвачены 70 губерний и областей, в том числе Казанская губерния.
-
«Мухаджиры»: почему татары массово покидали Российскую империю?
В 80–90-х годах XIX века в Казанской губернии произошли крупные волнения, причиной которых стало распространение ложных слухов о якобы вновь предстоящем крещении татар.
-
Непозволительная роскошь: как развивалось образование у татар в Российской империи?
Сопротивление татар во многом объяснялось и неподъемностью финансовых расходов по обеспечению внедрения классов по обучению русского языка. Организация уроков русского языка часто обходилась в несколько раз дороже, чем содержание всей школы.
-
Каковы были требования к имамам в Российской империи?
Понимая, что именно от мусульманского духовенства, имевшего большое влияние на прихожан и осуществлявшего, как правило, религиозное обучение, во многом зависел успех в деле распространения русского языка, правительство сочло необходимым ввести для них обязательное знание русской грамоты.
-
Татарское общество в XIX веке: глубокий кризис, притеснения и отмена крепостного права
Вторая половина XIX в. для мусульман России, равно как для исламского мира в целом характеризуется как период глубокого кризиса и застоя. Многие важнейшие экономические, политические, культурные и социальные изменения, произошедшие во второй половине XIX в., в определенной степени прошли мимо мусульман России и даже были направлены против них.
-
Дуа за здравие императора и особые запреты: за что муллы могли лишиться должности в Казанской губернии?
Государство, учитывая влияние мулл на прихожан, стремилось сформировать и закрепить в татарском общественном сознании почитание к русскому самодержавию, воспитывать мусульман в духе преданности Российскому престолу.