«За советскую власть, за шариат!»: отношения государства и ислама в советский период

Представители Оренбургского магометанского духовного собрания. 1920-е гг. Из книги "История ислама в России"

Представители Оренбургского магометанского духовного собрания. 1920-е гг. Из книги "История ислама в России"

Государственно-мусульманские отношения – это часть государственно-конфессиональных отношений, выражающих исторически детерминированную, своеобразную систему взаимодействия различных институтов государственной власти и управления и связанных с ними общественных организаций с мусульманами СССР в исследуемый период, прежде всего с руководящими региональными органами мусульман – духовными управлениями.

Наиболее ярко эти отношения проявлялась в поиске ответов на такие вопросы, как создание и деятельность государственных органов, взаимодействующих с духовными управлениями мусульман, в первую очередь, для вовлечения их в решение задач внутренней и внешней политики, стоящих перед Советским государством, удовлетворения религиозных потребностей верующих (с целью введения их в управляемый режим).

Советское государство сосредоточило внимание, прежде всего, на регулировании количества духовных управлений и мечетей в их юрисдикции, воздействии на организацию системы хаджа, а также исламского образования.

Джадидизм, или как возникло мусульманское реформаторство

Создание и деятельность государственных органов, взаимодействующих с духовными управлениями мусульман.

Большевики решали не только тактические задачи текущего дня, но и множество стратегических проблем теоретико-методологического характера, в числе которых комплекс вопросов, связанных с религией, что объяснялось высокой религиозностью российского общества.

По официальным данным, при общем количестве населения России около 130 млн человек количество православных составляло 50,94 %, мусульман – 34,54 %. По другим данным, численность населения России (без Финляндии) на середину 1913 г. была почти 167 млн человек. В. И. Ленин и его соратники использовали как практический опыт, наработанный человечеством за предшествующую эпоху, так и наследие К. Маркса и Ф. Энгельса, посвященное религиозной проблематике.

С первых дней Советское государство создавало социальные, экономические, политические и юридические предпосылки для преобразования страны. Понимание необходимости защиты революции заставило руководство страны предпринять дальновидные шаги, выразившиеся в создании оригинальной вертикальной структуры власти с учетом мусульманских особенностей.

17 (30) ноября 1917 г. был учрежден Комиссариат по делам мусульман. По мнению А. Авторханова, известного специалиста по вопросам советской национальной и религиозной политики, этот комиссариат был создан не по национальному признаку, а по религиозному.

Сенная мечеть г. Казани. Начало ХХ века. Из книги "Социальное положение мусульманского духовенства Казанской губернии в конце XIX - начале XX вв. "

Сенная мечеть г. Казани. Начало ХХ века. Из книги "Социальное положение мусульманского духовенства Казанской губернии в конце XIX - начале XX вв. "

Почти сразу большевики взялись и за решение блока идеологических задач и связанных с ними вопросов стратификации общества. Так, в «Декларации прав народов России» от 2 (15) ноября 1917 г. и в Обращении СНК «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 (3) декабря 1917 г. отменялись все религиозные привилегии и ограничения, деление религий на господствующие, терпимые и нетерпимые.

11 (24) ноября ВЦИК и СНК приняли декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», который лишал духовенство всех привилегий. По распоряжению СНК от 14 января 1918 г. упразднялось военное духовенство, ликвидировалась система религиозного воспитания в армии. Это означало, что перестала существовать штатная структура военных мулл, которая родилась в конце XIX века.

В июне 1918 года создаются особые мусульманские комиссариаты в русских губерниях и в Средней Азии. Большевики приняли активное участие в организации съездов мусульман, на которых многие революционеры сидели рядом с муллами и вместе с ними провозглашали лозунг: «Вера, свобода и национальная независимость!» Нередко в пропаганде большевиков проводился тезис о совместимости и взаимодополняемости шариата и коммунизма.

В связи с этим часть мулл даже выдвинула лозунг «За советскую власть, за шариат!». В 1920–1921 гг. с заявлениями о допустимости судов шариата для мусульман выступил руководивший партийной работой в Азербайджане С. М. Киров. Не остался в стороне и народный комиссар по делам национальностей И. В. Сталин, заявив, что «массы... идут за коммунистами на основании шариата».

Компьютер из прошлого: печатные машинки как часть истории Казани

Эти выводы не были простым теоретизированием, они влекли за собой целую систему мер, благодаря которым большевики смогли в значительной степени смягчить многие проблемы и перенести жесткое решение мусульманского вопроса на более благоприятный для себя период.

Все указанные особенности находили свое отражение в формировании соответствующих структур государства. Для претворения в жизнь Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. СНК в апреле того же года создал Межведомственную комиссию при Наркомюсте . Но нечетко определенный статус комиссии и ее полномочий, серьезные расхождения позиций ее членов привели к тому, что 8 мая 1918 г. СНК распустил эту комиссию.

Дело поручили VIII отделу Народного комиссариата юстиции, которым руководил П. А. Красиков (в 1922 г. VIII отдел был переименован в V отдел  и просуществовал до 1924 г.). На него возлагалось общее руководство секуляризацией: издание документов, регламентирующих государственно-религиозные отношения, разработка материалов для ведомств, имеющих отношение к культам. Подобные отделы действовали в губернских Совдепах и губернских комиссариатах юстиции. При губисполкомах имелись отделы и подотделы проведения в жизнь религиозной политики государства.

Продолжение следует...

«История ислама в России» под общей редакцией Р.М. Мухаметшина

Социальные комментарии Cackle