Фото: Morphart Creation / Shutterstock.com.
От гонений к терпимости: отношения российского государства с исламом
Помимо опасности восстаний внутри страны правительству необходимо было учитывать и внешнеполитический фактор в лице Турции. В 1570 г. посол Ивана IV Иван Новосильцев сообщал султану Селиму II (1566–1574): «… теперь государь наш посадил в Касимове-городке царевича Саип-Булата, мизгити (мечети) и кишени (кладбища) велел устроить как ведется в бусурманском законе, и ни в чем у него воли государь наш не отнял; а если б государь наш бусурманский закон разорял, то не велел бы Саип-Булата среди своей земли в бусурманском законе устраивать».
В 1584 г. в Стамбул был отправлен посланник Благов с целью известить султана Мурада III (1574–1595) о восшествии на престол царя Федора Ивановича. В письме к султану особо подчеркивалось, что «вере магометанской нет нигде тесноты в России».
Иван IV Васильевич Грозный. Портрет из "Титулярника". 1672 г. Литография.
Другим фактором, оказывавшим сдерживающее влияние, был военный. Татарские конные отряды составляли значительную часть русского поместного войска и принимали участие во всех крупных военных кампаниях России второй половины XVI – XVII вв. Тотальные гонения на веру предков могли оттолкнуть служилых татар от воинской службы, в чем государство не было заинтересовано. Не случайно после 1552 г. оно сохранило привилегии и земельные владения татарских служилых людей, проявивших лояльность русскому царю. Более того, государство долгое время смотрело сквозь пальцы на наличие у помещиков-мусульман православных крепостных.
Власти были вынуждены мириться с сосуществованием в Казанском крае разных правовых систем. Официальное судопроизводство осуществлялось по Судебнику 1550 г., царским указам и наказам городовым воеводам. В «иноверческой» же среде продолжали действовать нормы шариата и местное обычное право.
Однако государство всячески создавало благоприятные условия для православных миссионеров – наделяло монастыри огромными земельными наделами, а также предоставляло льготы и привилегии крестившимся «иноверцам», всячески ограждало их от влияния последователей ислама.
Учреждение Казанской Епархии Иваном Грозным и Митрополитом Макарием. XVI в.
Уже в 1550-е гг. мусульман и язычников, совершивших уголовные преступления, стали освобождать от наказаний в обмен на принятие христианства. Эта практика сохранялась до начала XX в., достигнув крайней степени выражения в указе 1741 г. «Об освобождении от смертной казни иноверцев, оказавшихся в убийствах или других тяжких винах, за восприятие веры греческого исповедания».
В зависимости от исторических условий менялись и формы стимулирования нерусского населения к принятию православия, приобретя максимальный размах в середине XVIII столетии. Наиболее действенной мерой в арсенале миссионеров было освобождение крестившихся от государственных сборов и повинностей. Оно предоставлялось на определенный срок, как правило, три года. Некоторые льготы носили бессрочный характер, например, освобождение от лашманской повинности, установленное сенатским указом от 7 декабря 1748 г., для тех служилых людей из числа татар, мордвы и чуваш, «кои восприняли веру грекороссийского исповедания».
С целью ослабления позиций ислама издавались указы, предписывавшие властям на местах уничтожать мусульманские мечети, силой удерживать в христианской вере новокрещеных, склонявшихся вернуться к прежним верованиям, строго следить за соблюдением ими православной обрядности. Поощрялись браки между крестившимися «иноверцами» и русскими людьми, приглашение последних восприемниками при крещении детей и т.п.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина