Профессор Файзулхак Ислаев: "Трудно согласиться с тем, что сегодня богословские ориентиры все еще не определены"
На IV Всероссийском Форуме татарских религиозных деятелей была принята Концепция «Ислам и татарский мир». В дискуссии, развернувшейся на страницах Islam-Today в связи с Концепцией, принимают участие крупные ученые и религиозные деятели, педагоги и писатели.
Экспертную оценку Концепции «Ислам и татарский мир» представил доктор исторических наук, профессор Института развития образования Файзулхак Габдулхакович Ислаев:
– Актуальность концепции определяется прежде всего тем, что до настоящего времени документа, призванного консолидировать татар на основе исламских ценностей, не существовало. Концепция является первым обобщающим документом по данной проблематике.
Знакомство с концепцией убеждает нас в том, что авторам удалось довольно точно определить место ислама в татарском обществе, выявить специфику татарского ислама, отразить основные аспекты исламского видения актуальных проблем современности во всей их динамике и противоречивости, взвешенно проанализировать особенности ислама на разных этапах татарской истории, отметить роль в этом процессе традиций, институтов государства и ислама. Настоящая концепция еще раз убеждает нас в том, что роль и значение ислама во многом предопределялась поиском консенсуса между мусульманами и государством в меняющейся социокультурной ситуации, политических и конфессиональных предпочтений. В этом плане концепция является существенным ориентиром, способствующем успешному и позитивному решению одной из важнейших социокультурных задач по консолидации татар в современной России.
Концепция структурирована и состоит из 12 разделов. Первый раздел посвящен краткому изложению прошлого ислама с момента его принятия до настоящего времени с акцентом на ключевые события. В целом данный раздел отражает объективный исторический процесс в татарском мире, за исключение некоторых сюжетов.
Вместе с тем имеется ряд предложений и замечаний.
На наш взгляд, следует более четко написать о том, что:
- с 922 года ислам становится государственной религией в Волжской Булгарии и признается всем мусульманским миром;
- самостоятельные татарские ханства были образованы в XV в.
Желательно более четко и ясно определить выдающуюся роль татарских общин (махалля) и мусульманских религиозных деятелей (абызов, мулл, имамов) в сохранении традиционной исламской культуры после потери татарами государственности.
В 1788 году было принято решение о создании Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, а Собрание стало работать в декабре 1789 г.
Система духовного образования у татар не прерывалась, и в этом заключается фундаментальное отличие татарской системы образования от других;
Некорректно сравнивать количество мечетей в Казанской губернии с количеством мечетей по всей стране во времена СССР, лучше сравнивать данные по всей царской России.
По нашему мнению, трудно согласиться с выводом о том, что в настоящее время все еще не определены богословские ориентиры и основные принципы функционирования ислама. Они, по сути, давно определены нашими выдающимися учеными-богословами прошлого, о чем, кстати, свидетельствует следующий раздел «Богословские ориентиры татарского народа», который по существу является ключевым разделом концепции, где авторы попытались определить особенности татарского ислама и его богословские традиции. Замечаний по этому разделу у нас нет, но есть пожелания:
- по возможности изложить понятным для всех мусульман языком, так как этот раздел, как впрочем и вся концепция, предназначена не только для ученых-богословов и исламоведов; требуется более тщательная редакция данного раздела;
- минимизировать критическое отношение к другим мазхабам в рамках ислама суннитского толка, имея ввиду необходимость сохранения единства исламского мира;
- желательно минимизировать использование имен религиозных деятелей, внесших вклад в развитие исламской мысли;
- годы жизни великих учителей дать в привычном для российских мусульман летоисчислении;
- желательно не противопоставлять ислам Западу, а найти другую формулу;
- в завершении концепции дать глоссарий с популярным толкованием религиозной терминологии, касающейся не только данного раздела.
По третьему разделу «Ислам и нации»:
- желательно начать раздел со второго пункта, а первый пункт можно вообще не использовать; если авторам данное положение кажется фундаментальным, то добавить ко второму пункту.
- формирование этнического сознания у татар нельзя связывать с тем обстоятельством, что татарские государства находились далеко от центров исламской цивилизации, следовательно, это положение требует редакторской правки и изложения в другом ключе;
- публично заявлять о каких-то конкурентных преимуществах татарского народа некорректно, это противоречит Корану (с. 15).
Четвертый раздел «Ислам и вопросы власти» посвящен сложной проблеме взаимоотношений ислама с властью и по объему является самим большим. На наш взгляд, было бы целесообразнее:
- попытаться сохранить единообразие в ссылках на Пророка Аллаха (мир ему и благословление Всевышнего). На с. 17 ссылки нет (первый абзац сверху);
- с. 17 второй абзац снизу можно убрать полностью без ущерба содержанию;
- в IV части «Духовная власть» рассматривается тезис средневековых мусульманских богословов о том, что «главою мусульман должен избираться представитель рода Курайш». Здесь следовало бы дать сюжет о том, что именно реализация данного положения предками современных татар вызвал к жизни формирование сословия сеидов, игравших ключевую роль в религиозной и политической жизни Золотой Орды и постзолотоордынских государствах (с.19);
- исправить год создания Духовного собрания (с. 20);
- раздел требует более тщательной редакторской правки.
Пятый раздел «Отношение к проблеме войны и мира. Веротерпимость» посвящен осмыслению понятия «джихад».
- начало раздела необходимо отредактировать с учетом современного понимания джихада; редакционной правки требует весь текст раздела. Шестой раздел «Экономика и мусульманское сообщество» рассматривает особенности исламской экономики.
- сохранить единообразие с предыдущими разделами, дать нумерацию разделу;
- отредактировать текст, особенно начало раздела;
- тщательно редактировать преимущества исламской экономической модели с учетом экономических реалий исламского мира по сравнению с другими странами, особенно с развитыми.
По седьмому разделу «Мусульманская община (махалля) у татар» существенных замечаний нет, кроме редакторской правки.
Восьмой раздел «Мусульманское образование» посвящен определению ориентиров в образовании. Целиком поддерживаю идею об отношении к духовному и богословскому наследию татарского народа как к единому целому. Действительно, давно пора избавиться от устаревшего деления на прогрессивные (джадидитские) и консервативные (кадимистские) направления. Такой подход лишает возможности использования разностороннего опыта в сфере образования: в татарской модели мусульманского образования дореволюционного периода джадидизм представлял собой своеобразную форму светской модели образования, кадимистские учебные заведения продолжали лучшие традиции мусульманской учености.
- раздел желательно начать со второго пункта, с изложения глубоких традиций в религиозном образовании татарского народа;
- нельзя связывать влияние «различных зарубежных политических течений» со становлением мусульманского образования у татар; данный пассаж совершенно не к месту;
- дополнительно зафиксировать в данном документе идею об особой роли в исламском образовании учителя как наставника шакирдов (остаз), который из уст в уста передает в неискаженном виде мудрость ислама;
- раздел также требует редакторской правки.
По девятому разделу «Ислам и семейные ценности» замечаний нет.
Десятый раздел «Ислам в мультикультурном мире»:
- желательно упомянуть о кризисе на Западе идеи мультикультурализма;
- в пункте 1 желательно последнее предложение закончить словом «государства»;
- более тщательно редактировать текст.
Одиннадцатый раздел «Ислам в информационном пространстве».
Тринадцатый раздел, самый незначительный по объему, посвящен социальным проблема с точки зрения Ислама. К сожалению, данный раздел оказался наименее разработанным и ограничился только констатацией наличия в обществе множества нерешенных социальных проблем.
В целом, по нашему мнению, документ своевременный и необходимый может послужить делу консолидации татарского народа с использованием потенциала Ислама.
Рустем Магдеев, Казань
Понравился материал? Пожалуйста, сделайте репост! Расскажите в социальных сетях о концепции "Ислам и татарский мир"
Читайте также:
-
Месяцы у мусульман
Начало каждого месяца в мусульманском календаре исчисляется лунными циклами, то есть новый месяц начинается с началом новой четверти. Лунный месяц длится с появлением молодого месяца и вплоть до следующего – это 29,5 дней 44 минуты, а также 3,8 секунды. Именно поэтому одна часть месяцев имеет 29 дней, а другая 30. Месяцев в мусульманском календаре 12. А их названия перекочевали с древнего солнечно-лунного арабского календаря.
-
Как следует поступать с найденными деньгами с точки зрения Ислама?
Подобрав что-то на улице необходимо сразу же найти свидетелей, сказав...
-
Дуа, благодаря которой ваша жизнь станет лучше
Вы хотите улучшить свою жизнь? Вы хотите стать счастливее? Вы хотите чувствовать удовлетворение от знания того, что будущее будет лучше чем прошлое? Естественно, ответ на эти вопросы будет положительным. Все мы хотим, чтобы наша жизнь была лучше. И прекраснее всего, что мусульмане обладают «секретным» оружием, которое поможет им в этом.
-
Сколько рака’атов читается в таравих намазе? 8 или 20?
С началом Рамадана опять начались споры по вопросам, которые давно разъяснили праведные предшественники. Тема споров: какое количество рака’атов содержит намаз таравих: 20 или 8?
-
Можно ли совершать таравих-намаз одному дома перед сухуром?
Вопрос: Можно ли совершать таравих-намаз одному дома, проснувшись на сухур?
-
Из чего Всевышний создал абсолютно все
Мы попытаемся разъяснить то, что повелел Аллах Всевышний всем своим творениям. Аллах Всевышний по очереди создал разум, дух и свет. Затем Он создал Хранимую скрижаль, джиннов, небеса и землю, звезды. Последним Его творением стал Адам.
-
Что такое фетва, и кто может их выносить?
В иджтихаде фетва имеет особое значение, так как иджтихад подразумевает извлечение правовых хукмов из источников вне зависимости от того, был ли задан вопрос или нет. Тогда как фетва является ответом на конкретный вопрос.Человек, который нуждается в какой-либо религиозной информации либо извлекает ее сам из источников, либо, если не может сделать этого, то спрашивает у знающих людей, так как в Коране говорится:
-
Толкование снов по сонникам: харам или халяль?
Увидев определенный сон, человек часто испытывает любопытство или тревогу, он хочет знать, что значит этот сон, является ли он предвестником чего-либо. Но можно ли мусульманам пользоваться сонниками?