Профессор Файзулхак Ислаев: "Трудно согласиться с тем, что сегодня богословские ориентиры все еще не определены"
На IV Всероссийском Форуме татарских религиозных деятелей была принята Концепция «Ислам и татарский мир». В дискуссии, развернувшейся на страницах Islam-Today в связи с Концепцией, принимают участие крупные ученые и религиозные деятели, педагоги и писатели.
Экспертную оценку Концепции «Ислам и татарский мир» представил доктор исторических наук, профессор Института развития образования Файзулхак Габдулхакович Ислаев:
– Актуальность концепции определяется прежде всего тем, что до настоящего времени документа, призванного консолидировать татар на основе исламских ценностей, не существовало. Концепция является первым обобщающим документом по данной проблематике.
Знакомство с концепцией убеждает нас в том, что авторам удалось довольно точно определить место ислама в татарском обществе, выявить специфику татарского ислама, отразить основные аспекты исламского видения актуальных проблем современности во всей их динамике и противоречивости, взвешенно проанализировать особенности ислама на разных этапах татарской истории, отметить роль в этом процессе традиций, институтов государства и ислама. Настоящая концепция еще раз убеждает нас в том, что роль и значение ислама во многом предопределялась поиском консенсуса между мусульманами и государством в меняющейся социокультурной ситуации, политических и конфессиональных предпочтений. В этом плане концепция является существенным ориентиром, способствующем успешному и позитивному решению одной из важнейших социокультурных задач по консолидации татар в современной России.
Концепция структурирована и состоит из 12 разделов. Первый раздел посвящен краткому изложению прошлого ислама с момента его принятия до настоящего времени с акцентом на ключевые события. В целом данный раздел отражает объективный исторический процесс в татарском мире, за исключение некоторых сюжетов.
Вместе с тем имеется ряд предложений и замечаний.
На наш взгляд, следует более четко написать о том, что:
- с 922 года ислам становится государственной религией в Волжской Булгарии и признается всем мусульманским миром;
- самостоятельные татарские ханства были образованы в XV в.
Желательно более четко и ясно определить выдающуюся роль татарских общин (махалля) и мусульманских религиозных деятелей (абызов, мулл, имамов) в сохранении традиционной исламской культуры после потери татарами государственности.
В 1788 году было принято решение о создании Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, а Собрание стало работать в декабре 1789 г.
Система духовного образования у татар не прерывалась, и в этом заключается фундаментальное отличие татарской системы образования от других;
Некорректно сравнивать количество мечетей в Казанской губернии с количеством мечетей по всей стране во времена СССР, лучше сравнивать данные по всей царской России.
По нашему мнению, трудно согласиться с выводом о том, что в настоящее время все еще не определены богословские ориентиры и основные принципы функционирования ислама. Они, по сути, давно определены нашими выдающимися учеными-богословами прошлого, о чем, кстати, свидетельствует следующий раздел «Богословские ориентиры татарского народа», который по существу является ключевым разделом концепции, где авторы попытались определить особенности татарского ислама и его богословские традиции. Замечаний по этому разделу у нас нет, но есть пожелания:
- по возможности изложить понятным для всех мусульман языком, так как этот раздел, как впрочем и вся концепция, предназначена не только для ученых-богословов и исламоведов; требуется более тщательная редакция данного раздела;
- минимизировать критическое отношение к другим мазхабам в рамках ислама суннитского толка, имея ввиду необходимость сохранения единства исламского мира;
- желательно минимизировать использование имен религиозных деятелей, внесших вклад в развитие исламской мысли;
- годы жизни великих учителей дать в привычном для российских мусульман летоисчислении;
- желательно не противопоставлять ислам Западу, а найти другую формулу;
- в завершении концепции дать глоссарий с популярным толкованием религиозной терминологии, касающейся не только данного раздела.
По третьему разделу «Ислам и нации»:
- желательно начать раздел со второго пункта, а первый пункт можно вообще не использовать; если авторам данное положение кажется фундаментальным, то добавить ко второму пункту.
- формирование этнического сознания у татар нельзя связывать с тем обстоятельством, что татарские государства находились далеко от центров исламской цивилизации, следовательно, это положение требует редакторской правки и изложения в другом ключе;
- публично заявлять о каких-то конкурентных преимуществах татарского народа некорректно, это противоречит Корану (с. 15).
Четвертый раздел «Ислам и вопросы власти» посвящен сложной проблеме взаимоотношений ислама с властью и по объему является самим большим. На наш взгляд, было бы целесообразнее:
- попытаться сохранить единообразие в ссылках на Пророка Аллаха (мир ему и благословление Всевышнего). На с. 17 ссылки нет (первый абзац сверху);
- с. 17 второй абзац снизу можно убрать полностью без ущерба содержанию;
- в IV части «Духовная власть» рассматривается тезис средневековых мусульманских богословов о том, что «главою мусульман должен избираться представитель рода Курайш». Здесь следовало бы дать сюжет о том, что именно реализация данного положения предками современных татар вызвал к жизни формирование сословия сеидов, игравших ключевую роль в религиозной и политической жизни Золотой Орды и постзолотоордынских государствах (с.19);
- исправить год создания Духовного собрания (с. 20);
- раздел требует более тщательной редакторской правки.
Пятый раздел «Отношение к проблеме войны и мира. Веротерпимость» посвящен осмыслению понятия «джихад».
- начало раздела необходимо отредактировать с учетом современного понимания джихада; редакционной правки требует весь текст раздела. Шестой раздел «Экономика и мусульманское сообщество» рассматривает особенности исламской экономики.
- сохранить единообразие с предыдущими разделами, дать нумерацию разделу;
- отредактировать текст, особенно начало раздела;
- тщательно редактировать преимущества исламской экономической модели с учетом экономических реалий исламского мира по сравнению с другими странами, особенно с развитыми.
По седьмому разделу «Мусульманская община (махалля) у татар» существенных замечаний нет, кроме редакторской правки.
Восьмой раздел «Мусульманское образование» посвящен определению ориентиров в образовании. Целиком поддерживаю идею об отношении к духовному и богословскому наследию татарского народа как к единому целому. Действительно, давно пора избавиться от устаревшего деления на прогрессивные (джадидитские) и консервативные (кадимистские) направления. Такой подход лишает возможности использования разностороннего опыта в сфере образования: в татарской модели мусульманского образования дореволюционного периода джадидизм представлял собой своеобразную форму светской модели образования, кадимистские учебные заведения продолжали лучшие традиции мусульманской учености.
- раздел желательно начать со второго пункта, с изложения глубоких традиций в религиозном образовании татарского народа;
- нельзя связывать влияние «различных зарубежных политических течений» со становлением мусульманского образования у татар; данный пассаж совершенно не к месту;
- дополнительно зафиксировать в данном документе идею об особой роли в исламском образовании учителя как наставника шакирдов (остаз), который из уст в уста передает в неискаженном виде мудрость ислама;
- раздел также требует редакторской правки.
По девятому разделу «Ислам и семейные ценности» замечаний нет.
Десятый раздел «Ислам в мультикультурном мире»:
- желательно упомянуть о кризисе на Западе идеи мультикультурализма;
- в пункте 1 желательно последнее предложение закончить словом «государства»;
- более тщательно редактировать текст.
Одиннадцатый раздел «Ислам в информационном пространстве».
Тринадцатый раздел, самый незначительный по объему, посвящен социальным проблема с точки зрения Ислама. К сожалению, данный раздел оказался наименее разработанным и ограничился только констатацией наличия в обществе множества нерешенных социальных проблем.
В целом, по нашему мнению, документ своевременный и необходимый может послужить делу консолидации татарского народа с использованием потенциала Ислама.
Рустем Магдеев, Казань
Понравился материал? Пожалуйста, сделайте репост! Расскажите в социальных сетях о концепции "Ислам и татарский мир"
Читайте также:
-
Мухаммад Али: Жизнь в Исламе
Американский боксер, трехкратный чемпион мира в тяжелом весе, принял Ислам в 1965 году. "У меня было много приятных моментов в жизни. Но те чувства, которые я испытал, стоя на горе Арафат (недалеко от Мекки, Саудовская Аравия) в день Хаджа, были самыми неповторимыми. Я был поражен неописуемой духовной атмосферой в месте, где более полутора миллионов паломников просит Бога о прощении грехов и даровании им Его благословения.
-
Пророк Мухаммад (ﷺ): «Женитесь, размножайтесь, ибо в Судный день я буду гордиться численностью вашей перед другими общинами»
Следует помнить, что муж и жена – две основы семейного очага. Эти основы появляются в результате брака. Поэтому так велика роль брачных отношений в Исламе. Женитьба способствует построению семейного очага и развитию общества
-
Самые влиятельные женщины ислама (часть 3)
Наряду с такими фигурами, как императрица Феодора, Элеонора Аквитанская, Жанна д'Арк, Анна Болейн, Катерина Сфорца и Елизавета I, мусульманский мир дал истории многих отважных и героических мусульманских женщин. Эти женщины сыграли важную роль в до-современном мусульманском мире, будучи учеными, поэтами, мистиками, правителями и воинами. Представляем вашему вниманию серию «Самые влиятельные мусульманки в истории»
-
Салах ад-Дин - великий полководец
Юсуф ибн Айюб, по прозвищу Салах ад-Дин («Честь Веры»), родился в 1137 году на севере Ирака, в городе Тикрите. До нас дошло мало достоверной информации о его детстве и юности. Известно, что в ранние годы жизни Салах ад-Дин собирался посвятить свою жизнь изучению и распространению ислама. Тогда он совсем не задумывался о карьере полководца и правителя.
-
8 коранических дуа для самых трудных моментов жизни
Дуа, то есть обращение к Аллаху, является одной из разновидностей поклонения Всевышнему Творцу. Просьба, обращение, мольба к тому, кто Совершенен и Всесилен – это вполне естественное состояние человека, имеющего ограниченную силу и возможности. Поэтому человек обращается к Создателю, и просит у Него все то, над чем он сам не имеет власти.
-
Разрешен ли переход из одного мазхаба в другой?
Переход из одного истинного мазхаба в другой является...
-
Ибн Таймия - посеявший смуту в умме мусульман
Общины хашвия, то это низменные, заблудшие люди, которые приписывают себя к последователям Ахмада Ханбаля, однако ничего не имеют общего с этим великим ученым и не являются таковыми.
-
Мужское имя, которое в переводе означает «самый заботливый»
Такой человек не станет терпеть грубость и хамство, предпочитая мирное решение конфликтов. Но если такое невозможно, будет решительно отстаивать свою точку зрения и защищать своих близких всеми возможными способами.