Эта дуа - самая сильная молитва о покаянии

Чувство вины - это то, что помогает нам раскаяться, осознать свои ошибки и изменить  себя. Но у этого чувства есть и другая сторона: иногда человек впадает в другую крайность и то, что должно было обернуться для него благом превращается в отрицательное. 

Между здоровой виной (назовем это раскаянием) и нездоровой существует отличие. Для начала давайте определимся со значениями этих двух терминов. Доктор Дэвид Бернс в книге «Хорошее самочувствие» говорит: «Раскаяние отличается от чувства вины тем, что раскаяние направлено на ваше поведение, а чувство вины нацелено на ваше эго».

Чувство вины – это наказание

Вина - это одно из наказаний, которое предназначено для обитателей Ада. В Судный день их дурные деяния будут показаны во всех деталях, чтобы они вечно корили себя за свои проступки.

Несмотря на то, что они совершали грехи, у них была целая жизнь, чтобы исправить эти ошибки, однако они упустили эту возможность. Теперь они будут вечно чувствовать сожаление и то, что назад дороги уже нет.

Их крик «йа ляйтани!» - выражение крайнего сожаления, которое невозможно перевести дословно, но которое очень точно описывает их чувство вины.

«В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья!..». (сура аль-Фуркан, аят 27-28)

«…Эх, если бы я был прахом!» (сура ан-Наба, аят 40)

Чувство вины причиняет не физические, а душевные страдания. Но последствия этих чувств могут оказаться намного серьезнее. Чувство вины является одним из наиболее важных симптомов клинической депрессии. Чрезмерная вина заставляет людей впадать в депрессию, что приводит их к отчаянию, ощущению собственной бесполезности.

Почему некоторые люди не изменяют свои греховные привычки, несмотря на чувство вины?

Зачастую самопорицание себя, как «грешника» или плохого человека, превращается в некое пророчество, что в последствии мешает покаянию (тауба).

Человеку ненавистна мысль о том, что он является плохим человеком, поэтому вместо того чтобы избавиться от самообвинения, человек прибегает к опровержению своих поступков и к отказу от веры в то, что он поступил неправильно. А это еще более затрудняет процесс покаяния.

Что же тогда должен сделать человек, который совершил грех? Как предполагает доктор Бернс, чувство вины всегда направляется на самого себя. Подумайте об этом как о разнице между существительным и глаголом. Если вы называете себя существительным, например, «грешник», это судит о том, что описывает ваше «я», то есть, человека с присущими ему качествами.

Если вы используете глагол и говорите: «Я согрешил», вы акцентируете внимание на своем поведении. Глагол более изменчив, чем существительное. Легче изменить свое поведение, чем изменить свое внутреннее «я».

Кто был первым грешным человеком?

Адам (мир ему) не назвал себя «грешником». Он говорил: «Я поступил по отношению к самому себе несправедливо».

«Они сказали: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон»» (сура аль-Аграф, аят 23)

В действительности, Аллах использует для описания тех, кто совершает грехи, подобный термин: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (сура Зумар, аят 53)

Обратите внимание, что Аллах использовал выражение «излишествовать во вред самим себе» вместо существительного («грешник»).

Покаяние или тауба означает признание того, что вы совершили что-то не так, чувство сожаления из-за своих действий, просьба Аллаха о прощении и изменение вашего поведения, с целью не допускать повторения этого в будущем.

Добиться прощения Аллаха и принести ему свое покаяние поможет молитва, которую Посланник Аллаха называл «саййидуль-истигфар».

Это — самая главная молитва покаяния, поскольку её содержание вбирает в себя все дуа подобного рода. Из-за глубокого и широкого смысла её и называют «Вершина молитв покаяния».

اللَّهُمَّ أَنْتَ رَبِّي لا إِلَهَ إِلا أَنْتَ خَلَقْتَنِي وَأَنَا عَبْدُكَ وَأَنَا عَلَى عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ أَبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَيَّ وَأَبُوءُ لَكَ بِذَنْبِي فَاغْفِرْ لِي فَإِنَّهُ لا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلا أَنْتَ

Аллахумма анта Рабби, ля иляха илля анта, халяктани ва ана абдук, ва ана а’ля а’хдика, ва ва’дика мастата’ту. А’узу бикя мин шарри ма санат’у, абуу лякя би – ни’матикя а’лейя ва абу бизанби фагфир лии фа – иннаху ля йагфируз – зунуба илля анта

(Мой Аллах! Ты мой Господь. Нет божества кроме Тебя, достойного поклонения. Ты меня создал. Я твой раб. И стараюсь по мере сил сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Тебе к защите от зла содеянных мной ошибок и грехов. Благодарю Тебя за все блага, дарованные Тобой, и прошу простить грехи мои. Даруй мне прощение, ибо нет никого, кроме Тебя, прощающего грехи).

Islam-today

Социальные комментарии Cackle