Известный этнограф Карл Фукс во второй четверти XIX века, описывая жизнь татар, отмечал: «В пятницу, в полдень, Джумага-намазы имеет: ики ракэгат тахийя мечеть намазы, дюрт ракэгатъ суннет; после этого мулла идет на кафедру и читает хутьбу; по окончании хутьбы мулла читает молитву за Русского Государя, Августейшую Его Фамилию и за воинство; а после молитвы сходит с кафедры и становится на свое место пред михраб…».
В конце XIX века стало необязательным совершение в пятницу мечети общественных молитв во здравие российского монарха.
Об этом в одном из циркуляров ОМДС указывается: «Общественные молебствия о здравии и благоденствии Государя Императора и Августейшего Его Дома совершаются в высокоторжественные дни, означенные в особом расписании, а в простые пятницы совершение таких молебствий необязательно».
Особо торжественно отмечались дни коронации российского императора, о чем ОМДС заранее предупреждало духовенство.
Торжество сводилось к религиозному ритуалу – совершению общественной молитвы и произношению духовным лицом хутбы. Таким образом, духовные лица на минбаре имели «трибуну» для воздействия на прихожан и формирования их гражданской позиции.
Большинство муфтиев и кадиев верой и правдой служили царской власти. Основная масса духовенства была вынуждена неукоснительно выполнять предписания верховной власти, соблюдая «клятву», произнесенную перед утверждением на духовную должность. При обнаружении отступления от установленных правил власти немедленно избавлялись от политически неблагонадежных и враждебных государству лиц.
Дуа за здравие императора и особые запреты: за что муллы могли лишиться должности в Казанской губернии?
Например, в 1908 году был удален от должности мулла д. Новое Узеево Чистопольского уезда Казанской губернии Серазетдин Курамшин, убеждавший в мечети прихожан не отдавать сыновей в солдаты русскому царю, а в случае войны русских с турками – идти против российского государя.
Свое воздействие на мусульманское духовенство государство осуществляло через Духовное собрание. В связи с началом русско-японской войны муфтий М.Султанов обратился к мусульманскому духовенству с призывом к пожертвованиям на военные нужды госу дарства и распространял в приходах специальные книжки для сбора денежных средств.
В Казани с 20 по 26 февраля 1904 года в мечетях прошла благотворительная акция, в результате которой муллами было собрано 1180 руб. 51 коп. Прихожане мечети № 10 пожертвовали двадцать две рубашки, одни кальсоны и 13 1/2 аршина бязи, прихожане мечети № 1 – одну рубашку, мечети № 5 – четыре рубашки.
В период войны России с Японией ОМДС организовало сбор добро вольных пожертвований в пользу раненых и больных солдат и их семей. К 16 декабря 1908 года на счет правления специально созданного Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям от мусульман «внутренней» России поступило 767 руб. 78 коп.
Амишев Р.И.