Татарский Харбин: история мусульман Дальнего Востока

Мало кто знает, что современный китайский Харбин был основан российскими строителями в 1898 году как железнодорожная станция Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Эта железнодорожная магистраль проходила по территории Маньчжурии (Китай) и коротким путем соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Согласно особому договору с Китаем КВЖД принадлежала Российской империи и должна была обслуживаться ее подданными.

В Харбине компактно проживали служащие и рабочие, обслуживавшие эту железную дорогу, среди них было немало татар. В это же время в городе появились татары из Пензенской и Тамбовской губерний, которые стали активно заниматься торговлей. Если вначале их было лишь несколько, то узнав, насколько тут выгодно заниматься торговыми делами, их количество стало заметно расти.

В те годы Харбин был многонациональным и поликонфессиональным городом, разделенным на четыре части: Старый Харбин, Новый Харбин, Пристань и Фудзядян. Здесь бок о бок жили русские, татары, китайцы, евреи, грузины и другие народы. В Новом Харбине жили русские чиновники и офицеры. В Фудзядяне жили преимущественно китайцы и эта часть города находилась в полном подчинении китайской администрации. Самые большие магазины и лавки города располагались в харбинской Пристани. В том числе здесь находились магазины татарских купцов Виргазовых, Агишевых, Агеевых и других. Здесь проживали люди разных национальностей, и эта часть города в основном контролировалась российскими полицейскими и администрацией.

В доме № 1028 на 12-ой улице находилась знаменитая «Казанская столовая». Эта столовая стала местом, где можно было встретить татар, работающих на строительстве железной дороги; татар, занимающихся золотодобычей на берегах Амура; богатых татарских купцов в национальных одеждах и каляпушах; а также бывших мусульманских заключенных из острова Сахалин. В Харбине это место стало аналогом знаменитой чайханы на Сенной площади в Казани.

Через некоторое время татары решили создать в Харбине свое общество. Прежде всего это было необходимо с точки зрения мусульманских предписаний и национальных традиций, например, совершение намазов, проведение обрядов бракосочетания и имянаречения, а также похорон умерших.

Благодаря усилиям татар в 1900 году управление Китайско-Восточной железной дороги предоставило землю в районе Пристани для строительства мечети. Татары смогли собрать необходимую сумму для строительства мечети, дома для общины и дома для имама. Позже была открыта библиотека с читальным залом. Из России приехал официально назначенный имам – Гиниятулла ахун Салихмет (Сали-Ахмет). Официальной датой создания тюрко-татарской религиозной и национальной общины татар считается 1904 год.

Если вначале татарские торговцы и рабочие жили здесь в основном без семей, то со временем некоторые стали привозить с собой семьи. В общине стало расти количество детей, и встал вопрос об открытии школы. Татарская школа Харбина была открыта в 1909 году, но уже до официального открытия образовательного учреждения, имам уделял внимание обучению детей общины.

В ходе своей дальневосточной поездки 24 декабря 1907 года (по старому стилю) Харбин посетил знаменитый татарский богослов и путешественник Абдурашид казый Ибрагимов. Вот какие воспоминания оставил Абдурашид казый о татарах Харбина: «24 декабря я прибыл в город Харбин. Оказалось, что на вокзале меня ожидали мои братья по вере. Как только я сошел с вагона на платформу, со мной за руку поздоровался господин Агеев. После него я поздоровался и познакомился с Габдуллатифом эфенди Тинаевым и имамом Гиниятуллой эфенди, Амируллой эфенди и другими братьями. Позже мы поехали в город, и я остановился в гостях у Гумара эфенди Агишева.

Несмотря на то, что здесь российских мусульман не так много, у них хорошее положение – они довольно предприимчивы и живут активной жизнью. Они пригласили имама из своей нации, который полностью гармонирует с ними. Не теряя зря времени, скупили магазины и дома в самых престижных точках города. На большой улице города то и дело справа и слева встречаются написанные крупными буквами вывески с мусульманскими именами. Даже опираясь на этот факт, можно сказать, что в основе нашей татарской нации присутствует деловитость».

Продолжение следует…

Использованные источники:

1. Mahmut Tahir. Rusya dışındaki Kazan Türkleri// Kazan, 1970. Sayı 2. S. 37-40.
2. Usmanova Larisa. The Türk-Tatar diaspora in Northeast Asia = Šimali- Šärqi Asiyadaγi Törki-Tatar diasporasi: transformation of consciousness: a historical and sociological accounts between 1898 and the 1950s. Tokyo, 2007. P. 110-111.
3. Габдерәшит Ибраһимов. Дәүре Галәм (Дөнья тирәли). Казан. 2001. Б. 94-98.
4. Полевой Е. По ту сторону китайской границы. Белый Харбин. М.-Л. 1930.
5. Фотоматериалы из диска-приложения к книге Usmanova Larisa. The Türk-Tatar diaspora in Northeast Asia.

Социальные комментарии Cackle